Posted 23 июня, 10:24
Published 23 июня, 10:24
Modified 23 июня, 10:29
Updated 23 июня, 10:29
После распада СССР в бывших республиках начались не только экономические проблемы, но и столкновения с федеральными войсками. Активное сопротивление в новой России оказывала Чечня — на территории республики появились сепаратистские движения и новые лидеры режима.
Впоследствии российским правительством было принято решение о введении войск на Кавказ. С 1994 года в Чечне начались боевые действия, позже ставшие упоминаться как Первая чеченская война. Это повлекло за собой череду чудовищных массовых терактов в современной России, первым из которых стал захват заложников в Буденновске.
Предпосылкой к теракту в Буденновске стал успех российского военного командования в Чечне. К 1995 году армия уже владела Грозным и наступала на горные районы республики.
С таким положением дел не хотели мириться местные сепаратисты, лидером которых был полевой командир Шамиль Басаев. Именно он и начал организовывать план теракта совместно с военачальником Асламбеком Абдулхаджиевым и командиром Асланбеком Исмаиловым.
Стоит отметить, что в планы террористов изначально не входил захват Буденновска. Чеченские сепаратисты желали начать кровопролитие в российских городах с Минеральных Вод, где по предположениям многих исследователей конфликта Басаев должен был захватить аэропорт.
Так, утром 14 июня 1995 года чеченские боевики двинулись в сторону Ставрополья через Дагестан на КАМАЗах и замаскированной машине милиции. Решающим действием, изменившим ход планов террористов, стала отправка автомобилей на перепроверку в Буденновск, распоряжение о которой отдал начальник городского ОВД Николай Ляшенко. Таким образом у сепаратистов появилась новая цель — теракт в небольшом городе на Ставрополье.
Первое, что боевики сделали в городе — пошли на расстрел двух сотрудников ГАИ, находившихся в автомобиле. После этого они отправились на захват районного отделения милиции, где взяли в заложники несколько человек.
На этом банда Басаева не остановилась. Террор происходил в крупнейших учреждениях Буденновска, в которых на тот момент находились обычные жители города. Так, колонна боевиков атаковала банки и Дом детского творчества.
Людей захватывали и прямо на улицах, а всех, кто сопротивлялся, убивали. В городе удерживались около 600 человек, а от расстрелов в то же время погибли более 100 человек.
Боевики не жалели останавливаться, им нужна была более массовая цель. К 16:00 террористы привели сотни заложников на территорию Буденновской центральной больницы. Один из корпусов учреждения захватывают, тем самым боевики удерживают уже больше 1700 заложников.
Басаев отдал распоряжение казнить шесть человек, в их числе были люди в милицейской форме и военные летчики.
Боевики хотели устроить хаос в Кремле, который бы поспособствовал признанию независимости Чечни. Для устрашения российских верхов террористы вели себя особо жестоко, повторяя из раза в раз, что они ожидают выполнения требований Москвой.
Становится очевидно, что российской стороне нужно пойти на переговоры. В то же время президент страны Борис Ельцин находится на саммите G7, а заложники буденновской больницы пишут на своих руках собственные имена, так как готовятся к скорой гибели.
Уже к вечеру 14 июня пойти на переговоры с боевиками пытался тогдашний глава Ставрополья Анатолий Коробейников. Ему удалось освободить одного ребенка.
Ночью 17 июня командование группы «Альфа» начинает разрабатывать план штурма больницы. Уже в 4 часа утра спецподразделения начали атаковать здание, но попытка не увенчалась успехом, из-за чего пострадало несколько десятков заложников.
Чеченские боевики приказывали пленным вставать в проемы окон, чтобы бойцы «Альфы» прекратили огонь по зданию. Люди становятся «живыми щитами» террористов.
После телефонного разговора Басаева с правозащитником Сергеем Ковалевым террористы смягчают свои требования и отпускают из больницы рожениц с детьми. Однако силовики начинают второй штурм. Жители Буденновска приходят к больнице и выстраиваются в колонны, требуя проведения переговоров.
Вывода войск из Чечни требуют как врачи больницы, так и пациенты. В условиях разрушенных медицинских помещений и отсутствия продовольствия заложников становится на одного больше — у одной из захваченных женщин родился ребенок.
Тогдашний премьер-министр страны Виктор Черномырдин звонит Ковалеву и дает полномочия вести переговоры от правительства России. Это не приводит к стабилизации ситуации, и политик соглашается на телефонные переговоры лично с Шамилем Басаевым.
Черномырдин заявляет, что Россия выполнит главное требование боевиков — война в Чечне будет прекращена немедленно. Государство подписывает соглашение о прекращении боевых действий на территории республики.
Премьер-министр вновь звонит Басаеву, разговор транслируется в прямом эфире — на всю страну объявляется, что война в Чечне завершена. Но для гарантии безопасности боевиков командир Шамиль Басаев требует предоставить заложников, которые будут сопровождать их в дороге и станут «живым щитом».
Добровольцы из числа заложников обязаны подписать расписку о том, что они осознают все возможные последствия своего решения. Такая мера выводит из себя добровольцев, и текст документа меняют.
19 июня из Буденновска в Чечню выезжает колонна с террористами и группой сопровождающих их заложников. Из больницы на свободу выходят более тысячи людей.
Спустя два дня, 21 июня, колонна прибывает в Хасавюрт. Боевиков во главе с Басаевым встречают с восторгом — теперь они новые герои республики. Их последним остановочным пунктом стало село Зандак, после которого заложники отправились домой.
На Буденновске зверства сепаратистов не закончились — перемирие продлилось не долго. Так, Шамиль Басаев брал на себя ответственность за теракты на Дубровке, в Грозном и Беслане.
Боевика ликвидировали только в июле 2006 года, в то время как его соратники Асланбек Исмаилов и Асламбек Абдулхаджиев были убиты в начале 2000-х.