Через 12 лет на каждого россиянина должно приходиться не менее 38 квадратных метров жилья — такую задачу поставил Владимир Путин в подписанном указе о национальных целях развития России до 2036 года. В настоящее время данная цифра — 27 квадратных метров, но и они не всегда доступны простому обывателю.
Недавно РБК озвучило результаты исследования Института экономики города о доступности жилья в регионах. По выкладкам экспертов, ставропольской семье из трех человек нужно копить как минимум пять лет, чтобы купить ту же двушку площадью 54 квадрата. Примечательно, что еще в 2020 году на это якобы уходило 2,6 года.
С цифрами спорить не будем, поскольку статистика и реальность у нас традиционно находятся в параллельных плоскостях, но то, что покупка квартиры многим ставропольцам не по карману, видно из застоя на рынке недвижимости.
О сложностях с реализацией уже построенных квартир говорят строители и риэлторы, почему поручения президента хоть и правильны, но все больше напоминают виноград из крыловской басни. О том, какие меры нужны, чтобы тезис «о повышении доступности жилья на первичном рынке» не превратился в бесполезную пустышку, NewsTracker разбирался с экспертами.
Президент ассоциации «Союза строителей Ставропольского края» Александр Тимофеев уверен, что причина сегодняшней недоступности жилья аукается нам из 90-х годов, когда необдуманными решения власти были развалены многие предприятия на территории страны. Ставрополье тоже не стало исключением.
«Включаю телевизор, идут новости, в которых председатель Правительства РФ Мишустин объявляет о вложении более 1 млрд рублей на развитие отечественного станкостроения. И тут же после сюжета начинается региональная реклама о старте продаж квартир на территории бывшего станкостроительного завода „Красный металлист“», — рассказывает о диссонансе федеральных посылов и действий на местах наш собеседник.
По сути, мы как стреляли себе в ногу, так и продолжаем этим заниматься, игнорируя непреложную истину, что залог доступного жилья кроется в благосостоянии населения. Последнее же невозможно без роста промышленности, увеличения количеств заводов и предприятий. Запустить же данный механизм, по мнению Тимофеева, могло бы решение о строительстве жилья с привязкой не только к инфраструктуре, но и промышленным объектам, чтобы у новых жителей появились возможности трудоустройства в своем районе.
Более того, по словам эксперта, сейчас крайне важно восстановить и собственную стройиндустрию с потерянными домостроительными комбинатами, которые включали весь комплекс работ от проектирования до производства стройматериалов.
«Из-за того, что раньше это было сломано, сейчас на плаву остались только несколько крупных компаний. Остальные же превратились в шабашников, работающих там, куда позовут», — рассказывает собеседник.
Тогда как отсутствие конкуренции и альтернативы негативно сказывается на стоимости тех же стройматериалов
«На юге страны цементом занимаются два завода — в Черкесске и Новороссийске, которые сами устанавливают цены. Здесь нужна серьезная работа антимонопольщиков, наподобие той, что происходила на заправках после массовых жалоб на стоимость бензина, когда был обнаружен корпоративный сговор. Не исключено, что и на рынке жилья такое может быть», — предполагает Тимофеев.
Меряться компетенциями, а не скидками
Но, говоря о доступности жилья, президент Союза строителей СК акцентирует внимание и на другой не менее важной характеристике как качество, на которое может негативно влиять 44 ФЗ, который иначе как «вражеским» наш собеседник не называет.
«Суть последнего заключается в том, что строительство или ремонт всех бюджетных объектов сейчас должны проходить через торги, когда обозначается изначальная стоимость, а потом все начинают меряться не компетенциями, а кто больше готов нарушить правила и отойти от сметы. Хотя это очень серьезный документ, в основе которого лежит масса научных изысканий, математических расчетов, анализ предложений на рынке, и его объективность подтверждена государственной экспертизой», — озабочен этими «играми на понижение» опытный строитель.
В итоге, если сначала претенденты экономят на зарплате сотрудников, потом идет подмена материалов на более дешевые, чтобы уложиться в урезанный бюджет.
«У нас обанкротились многие предприятия из тех, кто связались с государством. Предложенную смету трогать нельзя, надо меряться компетенциями», — отмечает строитель.
А вот заместитель председателя Ставропольской городской Думы Александр Куриленко придерживается совсем иного мнения. По словам парламентария, для повышения доступности жилья государству необходимо забрать строительство в свои руки.
«Редкие строительные компании занимаются благотворительностью, и ни о каком дешевом жилье речь не идет. Если выделять им дополнительные льготы, ничего не измениться, не стоит строить работу на том, чтобы засыпать их заказами. Тот же Ставрополь в 2022-м году по рейтингу РБК входил в города с самой дорогой стоимостью жилья. Чтобы в итоговом варианте жители получали квадратные метры фактически по себестоимости, отрасль должна быть в руках государства», — отметил эксперт.
Он также предложил серьезным образом пересмотреть вопрос о раздаче земельных участков льготным категориям граждан, как и предоставлять материалы для строительства.
«У нас была в свое время подобная программа по обеспечению лесом, но не имела такой популярности. Сейчас можно снова попробовать дать возможность людям строиться», — предлагает реинкарнировать опыт собеседник издания.
Председатель Союза риелторов Ставрополья Инна Овсянникова и вовсе уверена, что президентский указ напрямую связан с численностью населения в стране. В случае если количество россиян будет расти, обеспечить исполнение данного указа будет весьма проблематично.
«Для выполнения указа необходима не только поддержка девелоперов, но и масштабные социальные программы помощи населению. Ведь социально разные слои населения могут позволить себе диаметрально противоположные квадратные метры. В настоящее время активно обсуждается сворачивание государственных программ поддержки в части льготной ипотеке, что идет сильно вразрез с данным указом президента! Тогда как государству необходимо снижать ставку рефинансирования для доступности ипотечных программ, продумывать социально долгосрочные программы доступности квадратного метра не только как по дальневосточной ипотеке, но и для других регионов страны», — отметила собеседница издания.
Тогда как и в Южном ГУ банка России эксперты фиксируют рост спроса на ипотечные кредиты. Только за год кредитные обязательства ставропольцев увеличились на 37,6%, достигнув 241 мрлд рублей. Что это значит? По большому счету одно, ставропольцы по-прежнему не могут самостоятельно накопить на жилье. Ни на реальные 27, ни на будущие 26 квадратных метров.