Posted 8 мая, 06:48
Published 8 мая, 06:48
Modified 8 мая, 08:34
Updated 8 мая, 08:34
Ставропольский край привлекает туристов со всей России. Люди едут сюда не только отдыхать в знаменитых здравницах Кавминвод, но и для активного времяпрепровождения. Один из видов такого отдыха — туры на багги и квадроциклах. Стоят такие поездки недешево. Например, один оператор предлагает четырехдневный тур по Ставропольскому краю на квадроциклах за 110 тыс. рублей в качестве водителя и 66 тыс. — для пассажиров.
Купить квадроцикл на Ставрополье можно от 212 тыс. рублей за простенькую модель Raptor до 1,8 млн рублей — за навороченный Polaris.
Но рынок российских вездеходов растет не только и не столько за счет туристов. По данным Торгово-промышленной палаты России, в арктических регионах в ближайшие десять лет потребность во внедорожной технике вырастет в два раза, до 20 тыс. машин. Весь спрос обеспечат нефтяные и другие добывающие компании, а также растущее население Крайнего Севера.
Сколько стоят вездеходы
По оценкам ТПП РФ, российский рынок внедорожной техники сейчас составляет 23,8 млрд рублей. Все виды вездеходов можно в общем разделить на три категории. Колесная техника занимает около трети рынка — 7 млрд рублей. Столько же приходится на гусеничные машины. Остальные 9,8 млрд рублей приходятся на водную технику, мототехнику и другие виды машин.
Компания «Трэкол» в подмосковных Люберцах была основана советскими учеными еще на заре 90-х. Тогда группа выходцев из НАМИ (Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт) решила создать свое производство вездеходов. До начала 2000-х дела шли кое-как. Когда дочь одного из основателей предприятия Анастасия Жаркова пришла работать в компанию, та была вся в долгах, а руководство пересчитывало запчасти, чтобы заложить их в банке.
Новая руководительница решила: отныне никаких кредитов не брать, а всю стратегию фирмы пересмотреть.
«Первый маркетинг был, конечно, очень интересный. Сами учредители садились на машину и ехали в регионы. И они эту машину показывали, потому что такой техники в регионах не было», — рассказала Жаркова в интервью программе «Бизнес-вектор».
Сейчас в портфеле «Трэкола» — больше десятка изобретений. Одно из них — специальный рисунок протектора шины, который называется «шашка». Его особенность в том, что любое колесо можно ставить на любую ось, рисунок не имеет направления.
Самый продаваемый вездеход компании — модель «Вега». Она может взять 600 кг груза, плавает и выдерживает морозы до минус 60 градусов. Стоит такой автомобиль 8 млн рублей.
В 2023 году «Трэкол» произвел 375 единиц техники. Выручка составила 4,5 млрд рублей, а прибыль — 940 млн рублей. Машины продаются как напрямую, так и через дилеров, а также по схеме рассрочки — ею пользуются в основном логистические компании Крайнего Севера.
Проблемы производителей
Цель подмосковного завода «Трэкол» — максимально локализовать производство машин. И сейчас завод сам выпускает большую часть крупных комплектующих — кузова, шасси, колеса. Но самая большая проблема — это двигатели. Легких отечественных дизельных моторов никто не производит. Приходится покупать за рубежом.
«В России есть дизельные двигатели, их очень много, но они танковые, двигатели для „КамАЗов“, „Уралов“, это огромные двигатели. Так как мы производим амфибийную технику — она должна плавать, то эти двигатели не подходят», — говорит Анастасия Жаркова.
Среди других проблем производителей вездеходов — острая нехватка кадров, сложности с сертификацией продукции и высокие утилизационные сборы. Решать эти вопросы производителям помогают в Торгово-промышленной палате РФ.
«Мы помогаем поставщикам и производителям найти друг друга. Также мы продвигаем интересы производителей данного вида техники через выставки и ярмарки. Многие производители отрасли являются членами ТПП. Мы также помогаем найти выходы на новые региональные рынки и помогаем с зарубежными рынками, я имею ввиду страны ШОС, БРИКС и СНГ», — сказал вице-президент Торгово-промышленной палаты России Илья Зубков.
На нехватку отечественных моторов жалуются и в компании «Север» со штаб-квартирой в Красноярске. Ее основатель — Андрей Паршин. Сначала сборка внедорожной техники была его хобби — десять лет назад Паршин построил в гараже первую аэролодку. Сегодня выручка предприятия составляет около 1 млрд рублей в год.
Первыми покупателями техники были охотники и рыбаки. Сейчас завод ориентируется на корпоративных заказчиков, в первую очередь на нефтегазовые и геологоразведочные компании. Недавно предприятие, помимо лодок, начало выпускать колесную технику.
«Вездеходный рынок больше, и он более перспективный. Именно поэтому мы планируем расширять производство, доводить количество выпуска вездеходов до трехзначных цифр в ближайшей перспективе. И рынок этот объем переварит, съест, потому что запрос колоссальный идет у нефтяных компаний», — говорит директор по развитию группы компаний «Север» Павел Рыков.
Куда поедут вездеходы
Сейчас основное направление развития рынка вездеходной техники в России — это регионы Крайнего Севера. Девять российских субъектов полностью или частично находятся в арктической зоне. Именно здесь добывают основную часть российского газа, нефти, олова, золота, алмазов и другого сырья. При этом выдерживать суровый климат этих мест и справляться с бездорожьем из транспортных средств могут только вездеходы.
«В арктическом регионе растет добыча полезных ископаемых, реализуются крупные инфраструктурные проекты, строятся новые дороги. Безусловно, это еще один драйвер для развития потребления вездеходной техники. В семи из девяти северных районов работают Торгово-промышленные палаты, они обладают широкими возможностям по усилению горизонтального взаимодействия всех заинтересованных сторон в целях развития арктической зоны России, также работают профильные комитеты и советы, которые помогают выработке нормативно-правовых документов для развития отрасли», — говорит вице-президент ТПП РФ Илья Зубков.
У российских производителей вездеходов большие перспективы. В ближайшие десять лет рынок может вырасти в два раза. Правда, будущее отечественных производителей зависит от того, смогут ли они решить проблему с кадрами и комплектующими.