Posted 2 мая, 08:28
Published 2 мая, 08:28
Modified 2 мая, 08:30
Updated 2 мая, 08:30
С 2015 по 2024 год количество жертв телефонных мошенников увеличилось на 72%, сообщает Единый Центр Защиты. При этом почти 80 процентов обратившихся — это пенсионеры в возрасте от 60 до 90 лет.
Несмотря на возрастающую популярность телефонного мошенничества, аферисты промышляют и другими схемами, с помощью которых у россиян крадут личные данные и денежные средства.
Злоумышленники создают специальные предложения, пользуются искусственным интеллектом и входят в доверие людей по телефонным звонкам, сообщениям в социальных сетях и письмам на электронную почту.
Аферы проворачивают и во время встреч с соискателями работы. На онлайн-собеседовании человек заполняет анкету — казалось бы, типичная процедура при устройстве на любую должность. Однако среди пунктов опросника есть и сведения о банковской карте, на которую вам якобы будут переводить деньги.
Такое мошенничество опасно не только потерей финансов. Некоторые аферисты используют эту схему для дропперства — нелегального процесса обналичивания средств с банковских карт. Например, «работодатель» может предлагать выводить деньги с замороженных счетов банка, за что сотрудник будет оставлять себе процент в виде зарплаты.
Оплата товаров или услуг с помощью штрих-кода давно стала популярна по всей стране. Но у этого удобного способа перевода электронных средств есть опасная сторона.
Оказаться жертвой мошенников можно всего за пару минут — при переходе по QR-коду того или иного сервиса сайт для оплаты может оказаться поддельной площадкой, с которой и выведут ваши деньги.
Если ранее аферисты сразу пытались получить доступ к банковским картам россиян, то сейчас их целью являются аккаунты на Госуслугах.
Специалисты операторов сотовой связи звонят человеку и говорят об окончании действующего договора. Чтобы его продлить, нужно лишь назвать код из смс. Далее будущие жертвы переходят по ссылке и вводят еще один код, после чего данные для входа в интернет-портал оказываются у злоумышленников.
На Госуслугах мошенники получают все данные о человеке, а также пользуются полномочиями для подтверждения денежных операций — например, вывода средств с банковских карт или оформления кредита.
Деятельность по исполнению посреднических функций между продавцом и покупателем в области ценных бумаг становится все более популярной в России. Однако и в этой сфере стоит остерегаться «выгодных» предложений.
С помощью социальных сетей или номера телефона аферисты связываются с россиянами и представляются инвестиционной компанией. Человеку предлагают открыть брокерский счет и перевести туда определенную сумму.
Будущий инвестор скачивает специальное предложение, чтобы следить за движением денег. Но программа показывает ложные данные о росте дохода. Если же вы все-таки захотите вывести средства — лжеброкеры скажут, что это трудный процесс и для его выполнения нужно снова пополнить счет.
Также стоит знать и о другой мошеннической схеме. На электронную почту может прийти письмо от «банка» с предложением участия в инвестиционном проекте. С виду сообщение покажется правдивым — дизайн, интерфейс и стиль текста будут замаскированы под один из популярных банков.
Жертва аферы переходит по ссылке и заполняет анкету, где указывает персональные данные. После этого злоумышленники предоставляют «инвестору» доступ в приложение, в котором жертвы и вводят сведения о банковских картах. Таким образом у вас могут списать все деньги.
Самый популярный способ телефонного мошенничества приобрел в 2024 новую форму. С развитием компьютерных технологий россияне не только стали использовать в работе автоматизацию задач, но и вновь начали попадать в схемы аферистов.
Классическое сообщение от аккаунта родственника или друга с просьбой занять деньги превратилось в голосовое сообщение — знакомый тембр внушает доверие, и средства оказываются на счетах злоумышленников.
Эта мошенническая схема происходит с помощью взлома аккаунтов россиян в социальных сетях. После этого аферисты скачивают все записи голоса, на основе которых искусственный интеллект формирует новое голосовое сообщение.