Posted 17 апреля, 09:29

Published 17 апреля, 09:29

Modified 17 апреля, 09:30

Updated 17 апреля, 09:30

Freedom Holding Corp.: ставка на стартапы

17 апреля 2024, 09:29
За последние пять лет Freedom Holding Corp. диверсифицировал свой бизнес, выйдя за рамки финансового сегмента. В его экосистеме появился целый ряд перспективных стартапов из сфер life-style, телеком.

Компания планирует получать синергию от их взаимодействия со своим основным бизнесом, в который входят банк, брокеры и страхование.

По статистке Startup Genom Report, из 100% запущенных стартапов выживают всего 8%, а успешными становятся единицы. В чем же секрет?

CEO Freedom Holding Corp. — Тимур Турлов, компания которого начиналась со $100 тысяч, а сегодня приближается к $5 млн, активно покупает стартапы и превращает их в «золотые жилы» для своего бизнеса. Выступая в Нью-Йорке на конференции, глава компании рассказал о своей стратегии.

Как росла компания?

История Freedom Finance начиналась с небольшого брокера, который за 15 лет превратился в крупнейший холдинг, акции которого торгуется на самой технологичной бирже мира — Nasdaq. Компания, созданная Тимуром Турловым во время кризиса в 2008 году, стала показательным «бизнес-кейсом», как вырасти до глобальных масштабов за сравнительно небольшой срок.

Сегодня холдинг представлен в 19 странах мира, и практически стал «финансовым мостом» между Западом и Востоком. В США его дочерними компаниями являются Prime Executions Inc и Freedom Capital Markets, в Европе работает Freedom Finance Europe, которая активно расширяет сеть офисов.

На домашнем рынке в Казахстане холдинг строит экосистему, в которую уже входят десятки компаний. Ядром холдинга является Freedom Bank, а также два брокера: АО «Фридом Финанс», работающий на внутреннем рынке, и Freedom Finance Global, ориентированный на мировые биржи, такие как Нью-Йоркская, Гонконгская, Лондонская, Nasdaq. Около миллиона клиентов только в финансовом сегменте компании получают доступ к частному инвестированию и передовым банковским продуктам. Общая же клиентская база холдинга насчитывает уже около 7 млн человек.

Инкубатор для стартапов

На протяжении последних пяти лет Тимур Турлов, который обладает невероятным предпринимательским чутьем, помогал стартапам, покупая наиболее перспективные из них и интегрировал их в свою экосистему. Бизнесмену удавалось предчувствовать изменения на рынке и приобретать активы по выгодной цене. При этом, Турлов, как правило, не просто покупал компанию — основатели стартапов становились частью большой команды Freedom. Такая интеграция позволяла сохранять стимулы для роста и развития, при этом авторы бизнес-идей получали возможность продолжать работу, но выйдя на более высокий уровень. В результате в холдинге появились молодые компании из самых разных сфер, инвестиции в новые сервисы экосистемы составили около $100 млн.

Финансовый сегмент Турлов усилил цифровым стартапом по обработке платежей, сегодня Freedom Pay уже вернул инвестиции в виде дивидендов.

Одним из самых удачных приобретений холдинга можно считать покупку казахстанского сервиса по продаже билетов «Тикетон», цена приобретения составила всего $3 млн. Сервис занимал в Казахстане 70% рынка по продаже билетов в кино, театры и на различные мероприятия. Турлову удалось купить во время пандемии актив, который раньше стоил $12 млн в четыре раза дешевле во время пандемии. Рынок падал, но бизнесмен действовал по принципу «кризис — это время возможностей». Сегодня «Тикетон» приносит холдингу $300 тыс. долларов операционного дохода ежемесячно. Турлов считает, что потенциал роста у сервиса колоссальный.

В 2023 году Турлов взял направление на travel-бизнес, который после окончания пандемии показал стремительный рост во всем мире, холдинг приобрел сразу два актива — Aviata и Chocotravel. База клиентов Freedom Holding Corp. пополнилась двумя миллионами часто летающих пассажиров.

Стартапы в сегменте телеком

Турлов не только покупает интересные молодые компании, но и создает их сам. Так в экосистеме недавно появились два перспективных актива телекоммуникационного направления. Компания Freedom Telecom уже работает над десятками новых продуктов, среди которых технология Air2Ground, позволяющая устанавливать интернет на воздушных суднах во время полета. Основная цель новой телекоммуникационной компании — создание технологичного оператора в Казахстане, который сможет построить инфраструктуру и проложить сотни тысяч километров ВОЛС по всей стране. А также создать мощные ЦОДы для привлечения на рынок таких технологичных гигантов, как Microsoft, Amazon, Google. В этом году холдинг объявил о создании стриминговой компании Freedom Media которая будет собирать и создавать качественный контент. Понятно, что эти приобретения сделают экосистему еще более «информационно технологичной», и значительно расширят рекламные возможности.

Синергия компаний и продуктов

Несмотря на то, что холдинг скупает компании, казалось бы, абсолютно разные — все они будут интегрированы в экосистему с целью получения синергии. Уже сегодня эффект от взаимодействия приносит результаты в виде снижения операционных затрат компании, а клиенты ощущают, что сервис становится более быстрым и персонализированным.

Freedom Pay помог компании получить 300 тыс. новых клиентов, которые заняты в МСБ. В свою очередь банк, имея данные по их транзакциям, может предложить более выгодные условия кредитования.

Одним из самых популярных продуктов Freedom Bank стал цифровой автокредит, процедуру выдачи займов удалось максимально упростить благодаря данным с камер наблюдения, которые стоят по всему городу, они принадлежат компании, которую приобрел холдинг. Это помогает и в работе страховых компаний, которые благодаря данным, имеют риск-ориентированный подход, и могут рассчитать стоимость страховки с учетом истории клиента.

Еще один пример интеграции — продажа турпакетов через дочерние компании — автоматически пополняет клиентскую базу страховщиков холдинга, а в последующем дает возможность перетока клиентов в банк и брокерский сектор.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что инвестиции в стартапы помогли Freedom Finance завоевать большие доли рынка в различных сферах и получить много данных, чтобы лучше понять своих клиентов, а значит дать им более качественный сервис.

"