Жительница Кисловодска Екатерина не сдерживает слезы. Это и слезы радости, и облегчения одновременно. Еще четыре года назад семья с двумя маленькими детьми решила поучаствовать в программе «Молодая семья», и вот на прошлой неделе раздался звонок из администрации с приглашением прийти за сертификатом.
«Я же уже и надежду потеряла. Супругу через два месяца 35 лет, думала, что все шансы рухнули. Очередь постоянно скакала, то 47, то 60-е были. А сбор документов? Это же отдельный кошмар. Значительная часть из них платная, когда в общей сложности мы потратили около шести тысяч рублей. То БТИ, то в МФЦ приходилось делать огромное количество копий, и так каждый год пока ситуация не сдвинулась с места», — откровенничает собеседница издания.
Причем отдельным квестом, по словам кисловодчанки, стало получение справки из банков, подтверждающей платежеспособность семьи. Многие финансовые учреждения идут на контакт не охотно.
«Они либо отказываются выдавать справку, если вы не их клиент, либо на счету должна лежать баснословная сумма, которой сможешь доплатить разницу в стоимости жилья. А в курортном городе с нынешней стоимостью квадратного метра — это что-то за гранью реальности. Я очень рада, что этот ад закончился, и все было не зря. Нужно пробовать, раз государство дает такую возможность», — мотивирует других участников программы мама двоих детей.
Федеральная программа «Молодая семья» заработала в стране в 2011 году. Ее суть сводится к тому, что государство готово помочь россиянам купить собственное жилье, субсидировав часть затрат. Но при этом нужно соответствовать трем ключевым требованиям:
В общем, все просто и сложно одновременно. Поскольку, несмотря на то, что действие программы продлено до 2030 года, уже сейчас в регионах возникли огромные очереди из претендентов на льготы. По данным министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, только у нас в число участников программы включено 4838 молодых семей.
«Из них 606 семей проживают в Ставрополе, 201 — в Кисловодске, в Ессентуках 293 семьи, Железноводске — 158 семей, Пятигорске — 535 семей. Большое число участников программы включены в Георгиевском муниципальном округе. И каждый год поступают все новые заявки», — делятся в ведомстве.
Невольно вспоминаешь детскую прибаутку про дележку апельсина, когда «много нас, а он один». Причем не самый большой. Ведь социальные выплаты молодым семьям производятся на условиях софинансирования из бюджетов трех уровней: федерального, регионального и муниципального. И если, как ранее отчитывался президент РФ, в 2023 году финансирование программы составило 14,5 млрд рублей, то в краевом бюджете суммы закладываются гораздо скромнее. Исключение составили разве что 2018, 2020 и 2022 годы, когда Ставрополье направило на данные нужды свыше миллиарда рублей. А так все более, чем минималистично:
То есть идем на понижение? И делаем это на фоне дорожающих стройматериалов, квадратного метра жилья, недоступности ипотеки. Недавно приказом минстроя СК была утверждена средняя стоимость квадратного метра жилья на Ставрополье на 2 квартал 2024 года. В самой краевой столице она составила 89 190 рублей, тогда как в 2020 году метр стоил 41 тысячу рублей. В Пятигорске за четыре года стоимость поднялась с 46 590 до 136 330, в Кисловодске с 50 800 до 142 090, в Железноводске с 49 400 до 118 520, в Ессентуках с 46 200 до 112 590. Получается, что цены на квартиры выросли как минимум в два раза.
В том же Изобильненском округе, откуда родом мама двух детей Олеся еще четыре года назад квадратный метр стоил 31 390 рублей, сейчас — 58 440.
«Это неподъемная сумма для нашей семьи, поэтому три года назад и вошли в программу „Молодая семья“. Изначально мы стояли в очереди 90-е, и недавно узнали, что на наш район выделили субсидию на 96 семей. Так радовались, что попали в число „счастливчиков“, оказалось, что зря. Каким-то непонятным образом, мы оказались в списке под №105», — рассказывает Олеся.
По ее словам, «подвинули» чиновники их, чтобы, в первую очередь квартиры получили многодетные семьи. А в ноябре ее супругу исполняется 36 лет, и над ними как Домоклов меч вис висит угроза, что семью автоматически снимут с очереди.
«Этот год — наш последний шанс получить субсидию, но нас его лишают. Хотя федеральная программа не про помощь многодетным, а про помощь молодым семьям. Здесь все мы должны быть на равных, учитывая, сколько стоим и ждем своей очереди», — говорит с тревогой Олеся.
Между тем, начиная с 2011 года, свой квартирный вопрос с помощью сертификатов уже решило 6400 семей. Причем хуже всего с выдачей сертификатов дела обстояли в 2017 году (23 семьи) и в минувшем году, когда выплаты получили всего 99 семей.
Почему и опасения некоторых очередников, что не все могут дождаться сертификатов, сложно назвать надуманными. Тем более, когда и в самом минстрое Ставропольского края не отрицают, что, действительно, в этом забеге за льготой при прочих равных обстоятельствах преимущество на стороне многодетных семей.
«Социальные выплаты молодым семьям — участникам программы предоставляются в порядке очередности исходя из даты признания участниками программы. Первоочередное право на включение в сводный список, есть у семей, имеющие трех и более детей, исходя из даты признания их участниками программы», — поясняют в ведомстве.
К слову, возрастной ценз тоже имеет место быть.
«Если на момент формирования списков молодых семей — претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка участников программы», — цитируют букву закона в краевом минстрое.
Чиновники признают, что в регионе уже были случаи, когда по достижению кого-то из супругов 36 лет семья выбывала из списка. Сколько таких историй? Увы, но «министерством строительства и архитектуры Ставропольского края не ведется учет молодых семей, исключенных по возрастному критерию». Как и не может регион предложить других мер поддержки этим семьям, разве что предлагая постоять в другой очереди, где ожидание и вовсе может растянуться на десятилетия.
«Граждане, исключенные из числа участников программы по причинам несоответствия требованиям и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем в соответствии жилищным законодательством на общих основаниях. Отдельных мероприятий действующим законодательством не предусмотрено», — подчеркнули в минстрое.
Мол, главное не победа, а участие? Однако, как уверяют юристы, шансы получить жилищный сертификат у исключенных из очереди семей все-таки есть. Но для этого придется пройти очередные круги ада через суд.
«Необходимо в судебном порядке оспорить действия должностного лица. Если семья была поставлена в очередь до достижения 36 лет, и процесс выдачи сертификатов затянулся из-за недостаточного финансирования программы, это уже не проблема семей», — говорит юрист Оксана Житенева.
Вот только многие ли готовы к «военным действиям» — большой вопрос. Уж больно часто государство играет с семьями в наперстки, чтобы надеяться на стопроцентный выигрыш, а не очередное разочарование.