Автоуправление в поле: на Ставрополье осваивают систему цифрового управления техникой

15 марта, 10:50
Ставропольские фермеры вовсю осваивают комбайны и тракторы с автоуправлением. О том, как отечественная разработка помогает экономить время и деньги, — в материале NewsTracker.

Сам сеет, сам убирает. Это не загадка, а новые технологии на службе ставропольских аграриев. На полях края совсем скоро стартует посевная кампания. И в некоторых районах можно будет увидеть интересное зрелище: тракторы и комбайны, которые едут без управления человеком.

То есть оператор в кабине все равно нужен — человек должен следить за работой техники. Но машина находится под управлением электроники. Эта полностью отечественная разработка. База для установки цифровых опций называется платформа РСМ Агротроник. Ею оснащаются комбайны и трактора производства Ростсельмаш. Дополнительно на платформу могут устанавливаться электронные системы от того же бренда.

Автоматическое движение по полю дает система РСМ Агротроник Пилот 1.0. Это первая в мире гибридная система автоуправления российского производства — продолжение разработок Ростсельмаш в области точного земледелия сельскохозяйственных машин на основе машинного зрения и смежных технологий.

Система предназначена для увеличения производительности и снижения трудоемкости полевых операций, снижения пропусков и перекрытий, экономии горюче-смазочных материалов и трудозатрат, безостановочной работы в условиях плохой видимости и в темное время суток.

«Экономим три литра на гектар»

Чтобы узнать, как на практике работает РСМ Агротроник Пилот 1.0, NewsTracker пообщался с фермером, главой крестьянского (фермерского) хозяйства Стефаном Водопьяновым. Его предприятие уже восемь лет выращивает зерновые по системе нулевой обработки почвы No-till. Это когда поле не пашут перед посевом, а укрывают измельченной мульчей.

У хозяйства есть 2,8 тыс. гектаров сельхозугодий, на которых возделывают лен, горох, подсолнух, пшеницу.

«У нас комбайны Ростсельмаш. Один из них оборудован системой РСМ Агротроник Пилот 1.0. Пока это только эксперимент, мы пробуем и изучаем. Результаты в этом году еще будем смотреть. Но уже видим, что порядка 3 литров горючего на гектар мы экономим», — рассказывает Стефан Водопьянов.

По словам предпринимателя, использование автоуправления позволяет приблизиться к так называемому точному земледелию (precise agriculture) — способу ведения сельского хозяйства с использованием новейших цифровых разработок, который позволяет максимально сократить затраты ресурсов и потери урожая.

Принцип действия системы РСМ Агротроник Пилот 1.0 состоит в следующем. В поле устанавливаются базовые станции RTK. Они через GPS определяют параметры поля и передают информацию на головное устройство в комбайне или тракторе. На основании этих данных машина сама рассчитывает оптимальный маршрут прохождения всего поля без перекрытий, то есть повторных проездов по одному и тому же месту, и клиньев — пропущенных участков.

«Когда комбайнер сам отбивает загонки, то обязательно получаются клинья. Представьте, двухметровый клин, а жатка у комбайна — 9 метров. Ехать этой жаткой два метра убирать? И второе, пшеница вырастает высокой, и, когда комбайн ведешь сам, рулем, то оставляешь „защитную зону“ сантиметров 40-50 — ее не уберешь. Потом, если комбайнер неопытный, он будет обязательно оглядываться, вилять. Следующая полоса — „навиляет“ еще больше. Эффективность уже падает. А с системой автоуправления все делается четко, строго по линии. Нет этих холостых прогонов, виляния, клиньев», — объясняет Стефан Водопьянов.

По словам фермера, его сотрудники достаточно быстро научились пользоваться новой системой. Уже по итогам наступающего сельскохозяйственного сезона предприниматель собирается подсчитывать выгоду.

«Нужно только следить за работой»

Главный инженер другого хозяйства, КФХ Денисенко, Виктор Рубачев в интервью NewsTracker говорит про ту же систему, но применимо к тракторам.

«С применением РСМ Агротроник Пилот 1.0 достигается значительная экономия не только горючего, но и семян, и рабочего времени. Во-первых, это экономия на топливе. Во-вторых, экономия времени. Убираются перекрытия, пересевы, недосевы. То есть экономятся и семена. Ряды хорошо стыкуются, потом ничего досевать не нужно. Механизатор не устает так сильно. Он не всматривается в поле — где прошел, где не прошел, — не крутит рулем. У него есть время сосредоточиться на работе самого агрегата — плуга, культиватора, посевного комплекса на тракторе», — говорит Рубачев.

В КФХ Денисенко пока используют один трактор Ростсельмаш 2375, оснащенный гибридной системой автоуправления. Его хватает на обработку всех 2 тыс. гектаров. В хозяйстве сеют зерновые, зернобобовые культуры и подсолнечник.

Технику покупали у официального дилера Ростсельмаш в Ставропольском крае — АО КПК «Ставропольстройопторг». Помимо обучения, представители компании обеспечивают постоянное оперативное сервисное обслуживание, говорит эксперт.

«Сервисная служба „Ставропольстройопторга“ работает очень хорошо. Ребята молодцы. Когда привезли трактор, сначала объяснили полностью, как работать, как пользоваться, как система управляется. Провели обучение. Когда поставили автоуправление, они с нами вместе непосредственно на поле ездили и показывали, как все работает. Сервисное обслуживание тоже на высоте. Консультируют и в телефонном режиме, и, если необходимо, приезжают по звонку. В сезон они приезжают в течение рабочего дня, если свободны, буквально через час. Все вопросы решаются оперативно», — рассказывает Виктор Рубачев.

Ставропольские аграрии говорят, что с новыми технологиями посевная и уборочная страда в этом году пройдут в рекордные сроки. Ведь цифровая система Ростсельмаш не устает и не ошибается.

#Общество #Ставрополь #Наиль Байназаров #Ставропольский край
Подпишитесь