Posted 12 марта, 15:03
Published 12 марта, 15:03
Modified 12 марта, 15:03
Updated 12 марта, 15:03
Вот уже второй день в социальных сетях не стихают дебаты по поводу избиения школьниками 18-летней девушки в Кисловодске. Причем масла в огонь подлили видеокадры жестокой расправы агрессоров над своей жертвой. Как идет расследование уголовного дела уже заинтересовался глава Следкома РФ Александр Бастрыкин, а в школах анализируется, все ли меры были приняты, чтобы не допустить конфликта. В общем, бюрократическая машина снова работает. Но, по всей видимости, вхолостую.
Ведь, как отметила в беседе с корреспондентом NewsTracker психолог Елена Корюкина, экстренные меры эффективны для выхода из конкретной ситуации, а вот подростковую жестокость как явление ими не переломить. Потому что современные дети — зеркальное отражение поступков современных взрослых.
«Подростки еще учатся удерживать свои негативные эмоции, и довольно откровенны в выражении своих чувств. Однако культура подобных проявлений зависит от старшего поколения. Комментарии взрослых людей в различных пабликах под новостью об инциденте приводят в не меньший ужас. Понятно, что поведение подростков вызывает порицание, и все мы против подобной агрессии, но здоровое осуждение не должно перерастать в нездоровую форму оскорблений как „мрази“, „твари“ и советов убить, посадить за решетку обидчиков. А здесь же на 50 комментариев приходилось лишь одно мудрое рассуждение о предпосылках инцидента», — замечает эксперт.
А между тем Елена Корюкина уверена, что именно подобная несдержанность старшего поколения и есть тот прямой посыл подросткам, впитывающим все как губки. Далее же они просто интегрируют увиденное в свой образ жизни, мыслей, поведения и зеркалят нас. Причем зеркалят, потому что старшее поколение не научило, не рассказало ребенку, как правильно пережить негативные эмоции внутри себя, как поработать с ними и выплеснуть таким образом, чтобы не задело рикошетом другого.
«У любого человека должно быть то пространство, где он может выказать свое негативное отношение к чему-то. Увы, но запретить кого-то ненавидеть или не любить нельзя. Если на пружину не переставая давить, рано или поздно она все же разожмется. Случай в Кисловодске как раз об этом, что трагедия нападавших ребят такая же острая, как и их жертвы. Они, в принципе, все находятся в одинаковой внутренней ситуации, когда заблудились в тупике. Девушка, если верить вашим источникам, после долгой травли из-за внешности не смогла защитить себя более цивилизованным способом (авт: нежели пересуды о ком-то), как и то же бессилие чувствовали ее агрессоры. А дальше включилась привычка. Я уверена, что у обеих сторон есть опыт физического или психологического насилия, который они восприняли как единственный способ разрешения конфликтных ситуаций. Дети же используют то, то им привычней, вот и результат», — отмечает психолог.
Наша собеседница категорически против поднятой дискуссии о том, кто виноват больше: школа или родители. Да и правильного ответа на этот вопрос нет. Нужно разобраться не кто не прав, а что с этой ситуацией делать дальше.
«Если мы хотим помочь детям, желательно избежать взаимных обвинений. Даже самые лучшие родители и учителя не идеальны. Нужно понять, что ситуация по крохе собиралась из разных источников и причин. И здесь важно разобраться не в том, кто плохой, а что делать дальше. А нужно всего лишь изменить свою культуру поведения взрослым и обязательно организовать действующие пространства для общения подростков. Например, в тех же школах это могут быть совместные дискуссии с участием психолога, который поможет не только выговориться, но и понять ребятам друг друга. Подросткам очень нужно такое место. Иначе его заменит двор, где наши дети как могут, так и будут решать проблемы», — уверена психолог.