Posted 28 января, 17:02
Published 28 января, 17:02
Modified 28 января, 17:04
Updated 28 января, 17:04
NewsTracker подводит итоги года госзакупок. Мы составили рейтинг крупнейших тендеров региона за 2023 год. Большая часть закупочных процедур, попавших в этот обзор, касаются строительства и ремонта дорог, строительства и реконструкции зданий. Две закупки пришлось на ремонт гидротехнических сооружений — водохранилища и одна — на содержание системы освещения и оповещения на федеральной трассе.
Не все из попавших в список закупочных процедур были завершены. Три из них отменили по тем или иным причинам, причем все они дублируют друг друга. В рейтинг включены тендеры с начальной максимальной стоимостью от 621 млн до 2,49 млрд рублей. Их совокупная стоимость составила 14,25 млрд рублей.
Примечательно, что из всех завершенных закупок только одна была проведена со снижением начальной максимальной цены — на мизерные 0,5%. Все остальные контракты заключены по тем ценам, что были установлены заказчиками. То есть конкурсные процедуры не достигли одной из основных целей — экономии бюджетных средств.
Десятое место рейтинга занимает самый «маленький» тендер на 621,2 млн рублей. Это конкурс на первый этап реконструкции Новотроицкого водохранилища. «Ставропольмелиоводхоз» разместил закупку еще в апреле, но завершить ее смоги только в июне. Помешала антимонопольная служба, которая провела проверки по жалобам четырех компаний. В итоге контракт по начальной цене выиграла компания АО «Передвижная механизированная колонна № 38».
АО «Передвижная механизированная колонна № 38» зарегистрировано в Кисловодске в 1992 году. До 2017 года основным акционером компании был Исса Кульчаев, ныне — председатель совета директоров предприятия. Структура собственников компании после 2017 года не раскрывается.
Предприятие уже имеет опыт реконструкции гидротехнических объектов. Так, в 2021 году компания получила три контракта с Минсельхозом России на общую сумму 940,4 млн рублей. Два из них касаются реконструкции того же Новотроицкого водохранилища. По данным на портале госзакупок, работы были завершены в 2021 году.
«ПМК-38» выиграла тендер и на второй этап реконструкции Новотроицкого водохранилища. Общая стоимость двух контрактов — 1,92 млрд рублей.
На девятом месте рейтинга — конкурс, объявленный в мае Управлением федеральных автодорог (Упрдор) «Кавказ» Росавтодора. Учреждение искало подрядчика, который должен содержать линии освещения, дорожные фонари, светофоры и элементы оповещения на территории регионов Северного Кавказа. Начальная максимальная цена контракта составляла 697,3 млн рублей. Договор заключили без снижения стоимости.
В зону ответственности входят федеральные трассы «Кавказ», Лермонтов — Черкесск, Минеральные Воды (аэропорт) — Кисловодск, Кочубей — Нефтекумск — Зеленокумск — Минеральные Воды, Астрахань — Элиста — Ставрополь и ряд других. Работы должны проводиться со второго полугодия 2023 до первого полугодия 2025 года.
Исполнителем контракта стала компания «Стройресурс» из Буденновска. Она выступает подрядчиком ФКУ Упрдор «Кавказ» регулярно с 2018 года. Учредителем компании значится Анастасия Глямшина.
Восьмая строчка рейтинга — конкурс на содержание автомобильной дороги Астрахань — Элиста — Ставрополь. За поддержание 286 км трассы в надлежащем состоянии ФКУ Упрдор «Каспий» платит 841,8 млн рублей. Работы должны проводиться со второго полугодия 2023 года до конца первого полугодия 2025 года.
Контракт заключался дважды в рамках двух закупочных процедур. В мае 2023 года победителем тендера стало ООО «Спецкомплект магистраль». Но сразу после подписания договора он был расторгнут «по соглашению сторон». Что стало истинной причиной ухода подрядчика — неизвестно. Примечательно, что в тот же день — 2 июня 2023 года — «Спецкомплект магистраль» расторг еще два только что подписанных контракта с ФКУ Упрдор «Каспий» на содержание трассы Астрахань — Кочубей — Кизляр — Махачкала на сумму 369,2 млн рублей.
В конце июня Упрдор «Каспий» подписал новый контракт на ту же сумму — 841,8 млн рублей — с зарегистрированным в Калмыкии АО «Яшкульское дорожное управление № 2». Компания подконтрольна министерству по земельным и имущественным отношениям Калмыкии.
Министерство культуры России в мае 2023 года выбрало подрядчика, чтобы продолжить реставрацию объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Курзала Владикавказской железной дороги» в Кисловодске. Контракт был заключен без снижения начальной максимальной цены — за 930,4 млн рублей.
Исполнителем стало московское АО «Агентство развития перспективных технологий» (АРПТ). Структура собственников этого предприятия не раскрывается. Но у компании — солидный портфель госзаказов. Например, для Минкультуры РФ предприятие выполняло 24 контракта общей стоимостью 12,6 млрд рублей, в том числе по реставрации Тульского и Рязанского кремлей.
Как сообщал NewsTracker, ансамбль Курортного зала (Курзала) Владикавказской железной дороги был построен в 1894–1897 годах. Он расположен в Кисловодске на улице Карла Маркса, 3А. В настоящее время комплекс находится в пользовании Северо-Кавказской государственной филармонии имени В. И. Сафонова.
Работы по реставрации объекта планируется провести до конца 2027 года. Проект будет финансироваться за счет федерального бюджета.
Примечательно, что АРПТ по сумме всех контрактов на Ставрополье в 2023 году занимает первое место. Минкультуры РФ в прошлом году заключило с ними четыре договора общей стоимостью 2,82 млрд рублей. Все они касаются работ по реконструкции Курзала Владикавказской железной дороги. Одна из закупок заняла второе место рейтинга NewsTracker.
Как уже сообщалось выше, на шестом месте рейтинга — конкурс на проведение второго этапа реконструкции Новотроицкого водохранилища. Стоимость этого контракта — 1,9 млрд рублей. Тендер без снижения цены выиграло кисловодское АО «Передвижная механизированная колонна № 38».
Конкурс, как и для первого этапа, был объявлен в апреле и завершен в июне 2023 года. Все работы должны быть завершены не позднее середины декабря 2024 года.
Пятое и четвертое места достались трем тендерам с одним и тем же объектом. С апреля по сентябрь прошлого года ФГКУ «Служба технического заказчика» Федерального медико-биологического агентства (ФМБА) безуспешно пыталось выбрать подрядчика для проектирования и реконструкции недостроенного здания, чтобы создать центр высокотехнологичной медицинской помощи. Речь идет о здании Северо-Кавказского федерального научно-клинического центра ФМБА в Кисловодске.
Конкурс на заключение контракта стоимостью 1,4 млрд рублей был объявлен в конце сентября. Определение поставщика было отменено в начале сентября. Почему было принято такое решение, в материалах закупки не уточняется.
Незадолго до этого, в апреле и июне «Служба технического заказчика» ФМБА дважды пыталась провести аналогичные закупки — на этом же объекте. Стоимость контракта была 1,7 млрд рублей. Оба тендера завершились ничем.
Как сообщал NewsTracker,ФАС подтвердила факт нарушений при отборе исполнителя. Поводом для проверки стала жалоба одного из участников конкурса, московской компании «Лидер». Заявитель указал, что в критериях оценки участников указан квалифицирующий признак — у компании должен быть исполненный контракт на сумму не менее 867,5 млн рублей. То есть, чтобы получить этот заказ, компания должна доказать, что выполняла другие заказы, сопоставимые по цене.
В ФАС сочли это положение ущемляющим права других участников, но к моменту вынесения решения — организация уже выбрала подрядчика. По предписанию ФАС протокол пришлось отменить, а конкурс — объявлять заново.
Согласно закупке, в Кисловодске собираются построить 9-этажный центр высокотехнологичной медицинской помощи площадью 11,5 тысячи квадратных метров. Работы должны завершиться до конца 2025 года. Генеральному подрядчику предстоит спроектировать и достроить объект незавершенного строительства на улице Профинтерна. Существующее здание Кисловодской клиники ФМБА находится на Ярошенко, 5.
Предполагается, что в будущем там разместят стационар на 120 коек, операционный блок на четыре места, центр лучевой терапии и другие отделения. Общая стоимость объекта оценивается в 2,5 млрд рублей. Средства выделяются из федерального бюджета в рамках госпрограммам «Развитие здравоохранения» и «Космическая деятельность в России».
Тройку крупнейших закупок прошлого года открывает конкурс, объявленный и проведенный в марте 2023 года. ФКУ Упрдор «Кавказ» выбрало подрядчика для капремонта дороги А-165 Лермонтов — Черкесск на участке с нулевого по 13-й километр в Ставропольском крае. При начальной цене 1,9 млрд рублей контракт был заключен без снижения.
Исполнителем стало зарегистрированное в Грозном ООО «Главдорстрой». Компания принадлежит предпринимателям Нурдину Хажиханову и Анзору Хевсокову. В портфеле компании — 43 госконтракта на ремонт дорог стоимостью 12,4 млрд рублей. Крупнейшим заказчиком фирмы выступает Упрдор «Кавказ» с десятью контрактами на 6 млрд рублей.
Примечательно, что уже во время выполнения контракта заказчик неожиданно расщедрился — Упрдор «Кавказ» добавил к его стоимости еще 173,2 млн рублей «в связи с перераспределением бюджетных средств по годам реализации объекта». Работы по реконструкции участка трассы должны завершиться в ноябре 2025 года.
Вторая строчка — продолжение реставрации ансамбля Курзала Владикавказской железной дороги в Кисловодске. Конкурс с начальной стоимостью почти 1,9 млрд рублей был объявлен в марте. Победителем стало московское АО «Агентство развития перспективных технологий» (АРПТ).
Это единственная закупка в нашем рейтинге, по результатам которой начальная максимальная цена была снижена, правда, на мизерные 0,5%. В абсолютном выражении стоимость проекта уменьшилась менее чем на 9,5 млн рублей. На деле же, как показывает практика, стоимость работ может вырасти, а стороны вполне могут заключить дополнительные соглашения о повышении сметы. Благо, время на это есть — работы должны быть завершены до конца 2026 года.
Наконец, первое место рейтинга крупнейших госзакупок 2023 года занимает еще один тендер Упрдор «Кавказ». Почти 2,5 млрд рублей платят за содержание 12 участков сети дорог. Это части трассы «Кавказ», Астрахань — Элиста — Ставрополь, Кочубей — Нефтекумск — Зеленокумск — Минеральные Воды, Лермонтов — Черкесск и другие.
Исполнителем контракта в июне 2023 года стало московское ООО «Дортех», подконтрольное Ауесу Бружеву. У компании есть опыт выполнения 52 госконтрактов на ремонт дорог общей стоимостью 67,5 млрд рублей. Крупнейшим заказчиком фирмы является ФКУ Упрдор «Кавказ» с 11 контрактами на 44,4 млрд рублей.
Кстати, нынешний контракт уже после подписания немного «похудел». В декабре 2023 года заказчик уменьшил стоимость работ на 0,9% (21,8 млн), до 2,47 млн рублей «в связи с передачей участков автомобильной дороги в капитальный ремонт, а также уменьшением объемов работ по контракту».
Услуги по этому контракту будут оказываться до конца первой половины 2025 года.
Самые крупные госзакупки как правило привлекают больше всего внимания. И прежде всего — со стороны общественности и надзорных органов. Об этом в интервью NewsTracker сообщил руководитель учебного центра ЭТП «Торги223» Антон Анисимов.
«Крупная закупка может сама по себе быть на слуху, ввиду реализации какого-либо нацпроекта, затрагивающего интересы разных сторон. Поэтому она сопровождается общественным контролем, получает повышенное внимание со стороны регулирующих структур и СМИ. Чаще всего интерес к крупной закупке (как и к любой другой) у контролеров возникает вследствие обращения к ним участников данной закупки с жалобой или обращением. Это может произойти как из-за недопонимания участником документации, так и ввиду допущенных ошибок в этой самой документации. Бывают случаи подачи жалобы ради затягивания срока подачи заявок», — говорит Анисимов.
Кроме того, в отмене закупочных процедур может быть виноват сам заказчик, который не озаботился тщательной подготовкой документов. В результате в условия тендеров закрадываются ошибки и противоречия, которые зачастую становятся причиной реакции ФАС.
«Деятельность контрольных органов, в том числе ФАС, жестко регламентирована. Запрашивать у заказчика какие-либо комментарии в отношении проводимой закупки ФАС может только на основании жалобы либо по запросу от иных регулирующих структур. Отмена процедуры так же производится ввиду серьезных нарушений, допущенных заказчиком при организации закупки», — говорит Антон Анисимов.
По словам эксперта, заказчикам крупнейших тендеров, дабы избежать неприятностей, следует учитывать грамотное формирование документации о закупке, вовремя и в полной мере отвечать на запросы участников процедуры. При этом остается и проблема «профессиональных жалобщиков», которые намеренно выискивают в материалах закупок мелкие ошибки и подают жалобы в ФАС.
«В свое время были попытки регулирования этого аспекта. Хотели вводить штраф за необоснованную жалобу. Но главная проблема — в корректности рассмотрения жалоб и признании их обоснованности. До сих пор существуют разночтения в вопросах применения отдельных норм законодательства между региональными ФАС. Решение проблемы жалобщиков сейчас пытаются урегулировать путем введения полностью структурированных закупок. Все проводится в электронной форме через ЕИС с едиными формами документов и минимальным вмешательством заказчика в формирование самой основы документов закупки. Уменьшение человеческого фактора приведет к уменьшению ошибок и, соответственно, количества жалоб», — уверен Антон Анисимов.