За 2022–2023 годы почти все регионы Северного Кавказа потрясли скандалы в обществе, связанные с жестоким обращением учителей и воспитателей со своими воспитанниками. NewsTracker вместе с экспертным сообществом попытался выяснить: что не так с теми, чье призвание «сеять разумное, доброе, вечное»?
Предыстория «злобы дня»
Пожалуй, один из самых шокирующих случаев (и по своей сути, и по наказанию для виновной) произошел в Северной Осетии. В декабре 2022 года воспитательница частного детсада «Росинка» во Владикавказе пришла на работу изрядно подшофе из-за ссоры с мужем и стала таскать детей за волосы, кричать на них. Одного из воспитанников женщина «приложила» головой о стол. В октябре 2023 года суд вынес в отношении дамы достаточно мягкий, на удивление общественности, приговор — 300 часов исправительных работ.
На Ставрополье радикальный метод воспитания в кадетской школе имени генерала Ермолова в январе 2023 года использовал и другой педагог-воспитатель. Чтобы вразумить шестиклассника, он хлестанул его нагайкой по спине. Тот якобы некорректно себя вел по отношению к пожилой учительнице.
Дальнейшие публичные оправдания мужчины о том, что он заступился за коллегу, никто не счел уместными. Наставника уволили. А пока атаман Борис Пронин высказывался о допустимости подобных наказаний в казачьей среде и о том, что в ставропольской «кадетке» Ермолова — лучшие показатели дисциплины, его слова большущим сомнениям подверг рядовой житель Ставрополя.
«Какая там дисциплина?! Может, она и есть, пока дети на линейках и в классах, пока их лупят нагайками или чем там ещё „прикладывают“. Сколько раз видел в лесу рядом со школой дети в форме учебного учреждения курят, выпивают. Больше всего поразило, как однажды шел сзади „стайки“ девочек, которые возвращались из „кадетки“ домой. Красавицы — как на подбор, с длинными русыми косами, опять же в форме, на вид класс пятый-шестой… Изо рта этих отроковиц такой отборный трехэтажный мат вылетал, что мне, 54-летнему мужчине, стало стыдно. Кроме того, далеко не все слова даже оказались знакомы», — рассказал житель близлежащего к кадетской школе дома Алексей Матвеев, опровергнувший атаманский «миф» об учебном учреждении с лучшей дисциплиной в крае.
Заслуженный нервный учитель
Экскурс в резонансные случаи жестокого обращения педагогов с детьми не будет полным без одного из последних примеров. В середине октября в Кабардино-Балкарии имеющая статус заслуженного учителя педагог-математик отвесила подзатыльник ученику в нальчикской школе. Видео, снятое другим школьником, почти немедленно появилось в интернете. При разбирательствах выяснилось, что учительницу привело в ярость то, что мальчик сначала постукивал по парте ручкой, а когда его попросили этого не делать, стал перебирать по столу пальцами. «Возмездие» за неприятный и, видимо, раздражающий звук в виде затрещины настигло ребенка сразу. Потом самого мальчика местная общественница Амина Бадракова, взявшая ситуацию на контроль, назвала «искренним, обаятельным и спокойным». Также она выяснила, что ребенок воспитывается отцом без матери. В многодетной семье есть больной онкологией ребенок — непростое лечение и уход лежат на плечах папы.
В эти же дни суд вынес приговор воспитательнице частного детского сада в Махачкале. Сотрудница учреждения, специализирующегося на уходе и воспитании детей с умственными отклонениями, должна будет по решению суда заплатить 10 000 рублей. Такое наказание назначено дагестанке, ударившей ребенка с аутизмом — за «провинности», совершение которых воспитанник детсада, скорее всего, ввиду своего заболевания, даже не осознавал.
Интересно, что воспитательницам из североосетинского и дагестанского детсадов следствие инкриминировало не «Истязание» с последующим лишением свободы, а «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего». Благодаря проявленному следствием и судом «гуманизму» сотрудницы отделались исправительными работами и незначительным штрафом.
Педагоги выгорают — дети страдают
Многочисленные участники интернет-дискуссий по теме в ветках обсуждений на страницах социальных сетей пытались быть объективными.
Они писали, что «учителя и воспитатели — тоже люди, время сейчас тяжелое, а дети пошли очень трудные…».
Представители отрасли образования тем временем вступили в диалог о свойственном учителям, как врачам и другим специалистам «профессиональном выгорании».
Эксперт Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Юлия Казановская подтверждает: в списке профессий, подверженных эмоциональному выгоранию, учителя занимают верхние строчки.
С утра до ночи они ведут уроки, пишут бесконечные отчеты, организовывают мероприятия, занимаются воспитанием учеников. Параллельно с каждодневной работой проходят курсы повышения квалификации (до 30 в год!), участвуют в профессиональных конкурсах.
Уровень требований к учителю современной школы чрезмерно высок, он не оставляет времени на личную жизнь, на хобби или простые человеческие радости.
«Родители, ученики и Министерство образования полагают, что жизни у учителя вне школы быть не должно. Однако именно наличие своего мира, свободного времени, которое можно потратить на семью, путешествия выходного дня (хотя бы!), помогут избежать выгорания. Как следствие — возможного конфликта между я и „бесконечно должна, обязана и т. д.“. Пользуясь тем, что учитель сегодня „бесправен“, любой может написать на него жалобу, приложить фото и видео, используя монтаж; выложить в соцсетях информацию, порочащую честь и достоинство», — говорит эксперт.
Кроме того, Казановская уверена, что в ситуации ежеминутного тотального внимания со стороны учащихся и их родителей, администрации школы, прокуратуры и других надзорных органов нахождение педагога вне стресса просто невозможно. Естественной реакцией на него становится вспыльчивость и злость — от легкого раздражения до неконтролируемой ярости.
Гайд
Коллега Казановской — замдиректора Ставропольского филиала РАНХиГС Елена Лебедева — выражает полное понимание родительской заботы и тревоги за благополучие детей. В нормальных семьях — это приоритет.
Елена Лебедева признает наличие такого явления, как учительский буллинг, распознать который удается не сразу, ведь педагог — фигура авторитетная. Он должен служить примером, вдохновлять и поддерживать своих учеников. Тем не менее в некоторых случаях учителя могут проявлять неподобающее поведение в отношении отдельных подопечных или их групп. Это выражается в серьезно влияющих на эмоциональное состояние ребенка криках, ругательствах, оскорблениях, оказании давления или дискриминации.
Так на что же следует обратить внимание родителям, чтобы понять: их ребенок подвергаются «учительскому буллингу»?
Используя модное слово, эксперт предлагает своеобразный гайд для родителей:
— Обратите внимание на изменения в поведении ребенка. Если стал молчаливым, избегает школы или появилась агрессивность — это может быть признаком проблемы.
— Свидетельством могут стать физиологические проявления. Дети, подвергаемые учительскому буллингу, как правило, испытывают соматические симптомы: головные боли, бессонницу или снижение аппетита.
— Следите за успеваемостью ребенка. Если по обыкновению хорошие оценки стали редкостью, а интерес к обучению пропал, это также, скорее всего, связано с неудовлетворительными отношениями с учителем.
— Обращайте внимание на высказывания ребенка о том, как он относится к себе и к школьной жизни. Негативные отклики сигнализируют о проблеме.
— Важно помнить, что дети редко изливают свою душу родителям о происходящем в школе. Поэтому стоит проявить эмпатию, стремиться установить доверительные отношения с ребенком. Поговорите с ним о школьном опыте, задайте вопросы, выслушайте мнение и обеспечьте поддержку. Если у вас появятся подозрения, что сын или дочка подвергаются травле со стороны учителя, обратитесь в школу для обсуждения проблемы с администрацией или педагогом ребенка, — рекомендует эксперт.
О мягких наказаниях — почему не исключены
Эксперт в сфере «Государство и право», юридических наук, предпринимательского права Анна Минина отмечает, что в УК не прописан термин буллинг.
«Пока психологи, например, ищут причины „террора“ педагога и видят их в профессиональном выгорании, юристов интересуют вопросы ответственности за буллинг перед законом. При этом такого правонарушения, как буллинг, законодательством не предусмотрено. В 2022 году были попытки определить юридические критерии травли. Корреспондирующие изменения на уровне законодательной инициативы предложили депутаты Госдумы», — отметила эксперт.
Следует заметить, что действия, составляющие объективную сторону буллинга, можно квалифицировать по нескольким статьям КоАП РФ (например, по ст. 5.61.1 «Клевета») и УК РФ (например, по ст. 213 «Хулиганство»). За буллинг может наступить и гражданско-правовая ответственность (предметом иска выступает защита чести, достоинства и деловой репутации). Кроме того, проявляющий агрессивность педагог, может быть привлечён в дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения.
«В настоящее время, когда факты публичного проявления агрессии со стороны учителя в адрес ученика, участились, привлечь педагога к ответственности можно только тогда, когда „на лицо“ результат ненадлежащего исполнения обязанностей — ссадины, побои и т. д. Моральные последствия труднее оценить, поэтому и квалификация деяния может быть неожиданной — освобождение от ответственности. Видимо, пока только своевременность реагирования администрации образовательных учреждений на все конфликты между обучающимися и педагогами, позволит минимизировать вредные психологические последствия буллинга», — добавила Минина.