В последнее время на Ставрополье наблюдается постоянный рост цен на товары, включая продукты питания. Об этом говорят и официальные данные.
Например, сейчас один килограмм говядины стоит 505 рублей, а в конце прошлого года ее стоимость была 482 рубля. Свинина подорожала с 346 до 372 рублей, баранина — с 531 до 589 рублей, колбаса — с 588 до 611 рублей. Стоимость сахара выросла до 75 рублей, водки — до 705 рублей, обеда в столовой — до 330 рублей.
По данным официальной статистики, средняя заработная плата работников, начисленная за период с января по июнь 2023 года, за год увеличилась на 13,8%. В настоящее время она составляет 44,2 тысячи рублей. Но, если брать в учет индекс потребительских цен, то рост зарплат составляет 6,5%.
Получается, что товары на полках магазинов дорожают постоянно. Но доцент Департамента экономической теории Финансового университета при правительстве РФ Дмитрий Морковкин Дмитрий Морковкин рассказал, что этой осенью можно ожидать снижения цен на гречневую крупу, а также на российскую сезонную плодоовощную продукцию из-за высоких объемов сбора урожая. При этом он уточнил, что сохраняются высокие риски повышения цен как на импортные товары, поступающие из-за границы, так и на товары отечественного производства с зарубежными комплектующими.
По мнению эксперта, сильнее всего могут вырасти в цене зарубежная бытовая техника и автомобили.
«Вместе с тем, вероятнее всего, произойдет рост цен на продукты питания, в среднем на 10-15%, из-за повышения стоимости транспортных услуг за последний год на 30%, а также всплеска цен на топливо», — уверен эксперт.
Он добавил, что из-за подорожания продуктов вырастут цены в кафе и ресторанах. Рост может составить до 20%.
«Более того, все активнее цены толкает вверх еще один важнейший фактор — рост стоимости топлива. В разгар сезона сбора урожая это обстоятельство приобретает форму большой проблемы. Дело в том, что большая часть агротехники, малотоннажного транспорта, используемого в грузоперевозках, и спецтехники потребляют дизельное топливо, поэтому по цепочке могут вырасти цены на транспортную логистику, а значит, и на многие товары на потребительском рынке», — подчеркнул Дмитрий Морковкин.
Декан факультета «Цифровая экономика и массовые коммуникации» МТУСИ Сергей Гатауллин рассказал, что цены падать не будут, так как издержки производителей только растут, а замена зарубежных цифровых решений отечественными требует времени и вложений. Вместе с этим с огромной перегрузкой работает транспортно-логистическая система и увеличиваются цены на горюче-смазочные материалы.
Эксперт считает, что стоимость товаров, которые могли бы стать дешевле осенью, например, сельскохозяйственная продукция, некоторое время останется на прежнем уровне, а затем снова увеличится.
Что касается цен на нефтепродукты, то весь летний сезон жители Ставропольского края следили за ростом стоимости бензина и дизельного топлива. Под конец августа фермеры обратились к премьер-министру России Михаилу Мишустину и в министерство сельского хозяйства, чтобы сообщить о высокой стоимости топлива для сельскохозяйственной техники. Это все происходило во время уборки урожая и накануне осенне-полевых работ.
В результате для бесперебойного снабжения региона топливом разработали ряд мер. В частности, РЖД будет транспортировать нефтепродукты в край в приоритетном порядке. Кроме того, разрабатывается проект документа о возмещении части затрат аграриев на расходы по закупке горюче-смазочных материалов.
Читайте также о том, как перевозчики в Ставрополе стали массово поднимать стоимость проезда в маршрутках.