Posted 27 июля 2023,, 17:05

Published 27 июля 2023,, 17:05

Modified 27 июля 2023,, 17:05

Updated 27 июля 2023,, 17:05

«Слепые зоны» автобусов Ставрополя: когда проезд станет доступным для всех

«Слепые зоны» автобусов Ставрополя: когда проезд станет доступным для всех

27 июля 2023, 17:05
Фото: 1MI
Когда в Ставрополе автобусы станут доступными для всех, почему таблички Брайля опасны для слепых и научились ли водители пользоваться выносными пандусами? Корреспондент NewsTracker побывал на круглом столе по доступности общественного транспорта.

О ситуации

На этой неделе в Ставрополе прошел круглый стол на тему доступности общественного транспорта для маломобильных групп населения. И речь шла не только об инвалидах-колясочниках, но на них ситуация проявляется наиболее ярко. Как говорили сами участники круглого стола, если удастся сделать общественный транспорт удобным для колясочников, то он станет удобным для всех.

Напомним, в прошлом году журналисты ИА «Победа26» уже ездили с колясочником на автобусах, хотя правильнее будет сказать, пытались. За год ситуация изменилась в лучшую сторону, хоть и не сильно. Некоторые водители чуть ли не впервые видели пандус, который прикреплен в их автобусах на задней площадке. У других, по их словам, на раскладку пандуса не было времени из-за коротких интервалов. Но с отказами председатель общества инвалидов «Опора» Анастасия Заярная во время рейда не столкнулась.

Всего треть

Новый заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта, курирующий общественный транспорт, Денис Янаков признался, что по дороге на круглый стол лично посмотрел, как именно раскладывается пандус и заключил, что это не сложно, но отнимает время.

По его словам, сейчас примерно 30% автобусов в Ставрополе низкопольны и доступны маломобильным гражданам. Но работа по закупке продолжается — до конца этого года их число увеличится на 90, в следующем году прибавится еще 45 троллейбусов и 50 автобусов. Напомним, что ежедневно на линии выходят около 800 единиц транспорта.

Однако сейчас за обновление парков отвечает перевозчик и министерство может лишь «просить рассмотреть возможность» закупки низкопольных автобусов.

Урбанист и общественник Андрей Черняков отметил, что сегодня в Ставрополе остается несколько крупных районов в целом лишенных низкопольного транспорта. Например, Мамайка или 2-я горбольница.

Мнение колясочников

Анастасия Заярная заметила, что немало вопросов и к состоянию остановок — нет пандусов, мусорки преграждают путь и так далее.

Кроме того, она не смогла найти в открытом доступе список маршрутов, на которых работает низкопольный транспорт.

Другой колясочник, консультант аппарата уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае Дмитрий Некрасов, собрал мнения многих инвалидов и выделил четыре основных претензии:

  • Нехватка низкопольного транспорта — не во всех частях города ходят автобусы доступные для маломобильных групп
  • Неумение водителей пользоваться пандусами или их нерабочее состояние
  • Нежелание водителя помочь
  • Отсутствие остановок с нужным бордюром, к которому нужно представить пандус для доступного угла наклона.

Однако первый замдиректора ГУП СК «Крайтранс» Андрей Дзюбленко ответил, что их водители обучены, хоть низкопольного транспорта в парке немного. Он даже принес на круглый стол должностную инструкцию для водителей, где четко прописан алгоритм действий. А также техническое задание на закупку автобусов, где прописаны требования, включая место для инвалидного кресла.

«Люди с ограниченными возможностями не так часто пользуются нашими услугами, поэтому если он потеряет одну минуту, потом нагонит», — заметил Дзюбленко.

Техническая невозможность

В обсуждении назрел вопрос создания площадки, на которой люди могут узнать когда, куда и по какому расписанию подъедет автобус с низким полом, чтобы инвалиды могли подстраивать свои планы. Потому что на сегодняшний день они не знают, уедут они через 20 минут или через 2 часа.

Новый замминистра транспорта пообещал, что список маршрутов с количеством низкопольных маршрутов на сайте миндора появится уже в ближайшее время. Еще один представитель перевозчиков рассказал, что видел в Тюмени, как по картам движутся автобусы с пометкой для инвалидов.

Гендиректор ООО «СПАТП» Наталья Григорян рассказала, что еще после прошлого совещания обращалась в Яндекс с этим предложением, но ей отказали из-за технических сложностей. Она заверила, что повторит попытку после этого совещания.

Однако уже в процессе этого обсуждения выяснилось, что в Тюмени таких значков нет уже около трех лет. Техническую возможность действительно убрали.

Напомним, что сегодня даже обычные автобусы почти не отображаются на онлайн-картах Ставрополя. Максимум с десяток маршрутов и то часто не в полном составе.

О чем плачут перевозчики

Также Григорян заметила, что у некоторых маршрутов по контракту должны быть низкопольные автобусы, но по факту их на маршрутах нет. Министр транспорта и дорожного хозяйства Евгений Штепа сказал, что несмотря на мораторий на проверки, тема будет проработана в ближайшее время.

Открылся и вопрос о субсидировании отрасли общественного транспорта, но снова вернулись к тому, что субсидировать государство может только ГУПы, а частников субсидировать можно только на условии перехода на регулируемый тариф. Сегодня всего 5 маршрутов Ставрополя переведены на регулируемый тариф.

Слепая зона

Отдельно выступил инвалид по зрению Андрей Долженко. Он заметил, что сейчас автобусы вообще не доступны людям с ограниченными возможностями по зрению. По его мнению, нужно проработать озвучивание номеров автобусов, желательно с конечными пунктами, а также называть остановки внутри самих автобусов.

«Подходит автобус. Мне нужно спуститься с бордюра, подойти в нужное место, ощупать табличку. Автобус просто не будет столько ждать. Кроме того, не все незрячие на сегодняшний день знают шрифт Брайля», — признался Долженко.

Сами перевозчики согласились что таблички — бесполезны и опасны. Спасет ситуацию только озвучка. Замминистра транспорта пообещал проработать озвучивание остановок, а вот с объявлением номеров автобусов на остановках все гораздо сложнее технически.

В заключение

По итогам встречи несколько перевозчиков, обслуживающие маршруты №13 (именно автобусы среднего класса, а не маленькие маршрутки) и №10 предложили инвалидам колясочникам бесплатно пользоваться их услугами, в том числе, чтобы водители могли тренироваться в пользовании пандусом.

Однако вероятнее всего стоит дождаться официального заявления и появления объявлений об этом в салонах автобусов.

"