Posted 19 июля 2023,, 07:56

Published 19 июля 2023,, 07:56

Modified 19 июля 2023,, 07:58

Updated 19 июля 2023,, 07:58

Окно к святыням: в Ессентуках завершилась выставка «Наш Афон»

Окно к святыням: в Ессентуках завершилась выставка «Наш Афон»

19 июля 2023, 07:56
Фото: newstracker.ru
Окно к святыням: в Ессентуках завершилась выставка «Наш Афон»
Благодаря работам фотохудожника Костаса Асимиса жители и гости города-курорта смогли ознакомиться с архитектурой, святынями и жизнью монахов Святой горы Афон, передает корреспондент NewsTracker.

Духовная преемственность через века и страны

С 9 июня по 7 июля в Ессентукском историко-краеведческом музее состоялась выставка работ греческого фотохудожника Костаса Асимиса «Наш Афон». Он родился в 1951 году в Ташкенте, в 1970-е годы его семья переехала в Югославию, где будущий мастер и получил не только высшее образование, но и прошел в Белграде курсы фотографов. Именно с фотографией он и связал свою дальнейшую жизнь. Работал в студии моды и рекламы в Мюнхене, а в 1980-х годах вернулся на историческую родину в Грецию, где открыл фотостудию.

В начале 1980-х годов судьба привела его на Афон. Первым монастырем, который он посетил, был Свято-Пантелеимонов монастырь, населенный русскими монахами (сейчас он является официальным представителем этого монастыря).

«Здесь он обнаружил фотолабораторию, которая была открыта в 1870-е годы. В те времена монахи вели „фотолетопись“ жизни на Афоне и до наших времен сохранилось около 5 000 дагерротипов. Костас занялся их реставрацией, в итоге на сегодняшний день отреставрировал около 500 из них. Некоторые из этих работ можно увидеть на нашей выставке: это не только монастыри и церкви, но и повседневные сцены из монашеской жизни. Таким образом уникальное наследие было не только сохранено, но и стало доступно людям — посетители нашей выставки могут ознакомиться с некоторыми из них», — рассказала научный сотрудник музея Наталья Пименова.

Постепенно фотохудожник добился доверия монахов и из других монастырей и получил разрешение не только посетить, но и сфотографировать их.

«По благословению патриарха Московского и Всея Руси Алексия II Асимис продолжил работу по продолжению ведения фотолетописи. Цветные фотографии, представленные на нашей выставке, являются уже его работами и логично продолжают работу по увековечиванию в фотографиях архитектуры и жизни Русского Афона, начатую более века назад. Помимо этого, во втором зале у нас представлены иконы, которые находятся в афонских монастырях», — подчеркнула эксперт.

Сотрудничество продолжается

Сама выставка — из фондов Ставропольского краевого музея изобразительных искусств, которому фотохудожник подарил свои работы, она объехала немало населенных пунктов нашего региона.

«Ранее ее привезли в Пятигорск, где на открытии Костас Асимис познакомился с жителями Ессентуков, которые потом обратились в городскую Думу с просьбой организовать выставку. В итоге Дума обратилась к директору музея Зое Александровне Белой. Она с готовностью пошла навстречу и лично приняла участие в формировании экспозиции приехав к нам с сотрудниками и оформив все на высшем уровне. Теперь жители и гости нашего города воочию могут увидеть монастыри и церкви Святого Афона. Это уникальная возможность увидеть храмы и святыни, особо актуальная для женщин, которым запрещено нахождение на Афоне», — рассказала директор музея Алла Корчевная.

Она надеется, что это не последнее сотрудничество музея с фотохудожником.

«Это очень интересный многогранный творческий человек с множеством проектов. Например, в Ставрополе экспонировалась выставка „Кремли и крепости“, которая вскоре приедет в Пятигорск. Это долгий труд мастера: он провел много лет в поездках по городам всей России, где сохранились эти памятники. Также он создал замечательную коллекцию народного костюма в Брянской области, а сейчас работает с нашими казаками-некрасовцами из Левокумского округа. Я надеюсь, что эта работа будет продолжаться и Ессентуки увидят не одну работу этого замечательного человека», — отметила собеседница.

Опора в сложные времена

Пресс-секретарь Пятигорской и Черкесской епархии протоиерей Михаил Самохин рассказал о важности труда мастера.

«Костас Асимис — знаменитая личность, я бы даже назвал его официальным фотографом Афона. Его цель заключается в донесении красоты Святой горы, ее особой молитвенной атмосферы до как можно большего количества людей. Конечно, не все можно передать фотографией, но для современного человека, который привык к изображениям, это достаточно важно. Это не первый приезд работ фотохудожника на Кавказские Минеральные Воды и со временем связи мастера с нашим регионом только углубляются», — сообщил Самохин.

Значимость выставки увеличивается и в связи со сложностью паломничества на Афон по причине сложной внешнеполитической обстановки.

«На Святую гору всегда было непросто попасть, к сожалению, из-за текущей ситуации, это сделать еще сложнее и далеко не все желающие могут увидеть святыни своими глазами. Поэтому работы Костаса Асимиса позволяют хотя бы частично компенсировать отсутствие данной возможности. Помимо этого, в Ессентуках живет значительное количество греков, для которых эта выставка особо важна не только связью с православием, но и потому, что Афон является важной частью национальной истории Греции», — напомнил Самохин.

А в условиях тревожности в обществе подобные мероприятия приобретают особую важность.

«Любое культурное явление, которое рассказывает о духовной жизни, особенно в наше время, когда обществу нужна опора на традиционные ценности, можно только приветствовать. К счастью, на КМВ мероприятия, направленные на духовно-нравственные цели, проводятся нередко и выставка стала одним из них, за что мастеру и организаторам большое спасибо», — подчеркнул пресс-секретарь епархии.

От Кавказа до Владивостока

Об истории фотографии на Афоне рассказал и сам мастер.

«Существование первых фотолаборатории и типографии на Афоне обеспечили верующие благотворители из Российской империи, которые приобрели для Свято-Пантелеимонова монастыря самые современные на то время технологии. На сегодняшний день русские верующие продолжают благотворительную деятельность: на их средства создана, например, современная больница», — сообщил Костас Асимис.

Сейчас на Афоне построена новая фотолаборатория, в которой обрабатываются старые и создаются новые снимки, а древним дагерротипам обеспечено достойное хранение.

«К сожалению, специалистов по дагерротипам не осталось, я давно их искал, много раз давал объявления, но никого не нашлось. Поэтому сейчас для того, чтобы не повредить древние стекла мы их сканируем, а потом обрабатываем в графических программах. Говоря о хранении отмечу, что каждое стекло завернуто в специальную бумагу, по 10 стекол помещены в специальные коробки, а коробки находятся в ящиках из нержавеющей стали, которые, в свою очередь, складываются в особые шкафы. Сейчас им не страшны ни вода, ни огонь, ничего. Теперь ближайшую 1000 лет с дагерротипами уже ничего не случится», — подчеркнул специалист.

Со Ставропольем он знаком с 2014 года.

«Первый приезд в ваш край произошел благодаря замечательному актеру, режиссеру, писателю и общественному деятелю Николаю Бурляеву, который пригласил меня на V Славянском форуме искусств „Золотой витязь“. На ней я впервые представил ставропольцам и гостям края выставку „Мой Афон“ — тогда ее посетило около 8 000 человек», — поделился воспоминаниями Асимис.

Там же он познакомился с директором Ставропольского краевого музея изобразительных искусств Зоей Белой.

«Мы отлично пообщались и с тех пор сотрудничаем, организовывая выставки в различных музеях Ставрополья. Сейчас в Ставрополе находится выставка „Кремли и крепости“, которая с 3 августа поедет в Пятигорск — на ее открытии я планирую присутствовать и ответить на вопросы всех желающих. Возможно мы проведем для детей мастер-классы по искусству фотографии и приглашаем на них всех желающих. Также в вашем регионе продолжаем проект по истории народного костюма — здесь мы занимаемся казаками-некрасовцами», — рассказал собеседник.

Выставка «Мой Афон» продолжает демонстрироваться по всей России. В ближайшее время при поддержке ПАО «ФосАгро» ее увидят жители Дмитрова и Балаково, а в последующем есть заявки из городов вплоть до Владивостока.

"