Posted 26 июня 2023, 12:51
Published 26 июня 2023, 12:51
Modified 26 июня 2023, 12:53
Updated 26 июня 2023, 12:53
Будущее — за нефтегазохимией
В пятницу, 23 июня в Буденновске состоялся выездной «круглый стол» комитета Госдумы РФ по энергетике. Мероприятие состоялось при поддержке Думы Ставропольского края и называлось «Законодательное регулирование нефтегазохимической отрасли. Инвестиционные планы российских компаний. Приоритеты технического развития».
В заседании приняли участие депутаты Госдумы РФ, Думы Ставропольского края, федеральных и краевых министерств и ведомств, представители предприятий нефтегазовой отрасли. Перед обсуждением все участники посетили социальные объекты, построенные предприятиями отрасли — ледовую арену и спортивный комплекс.
Председатель комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный сообщил, что сейчас важна корректировка целей с учетом непростой ситуации, в том числе санкционного давления. Он напомнил, что в вопросах, которые обеспечивают перспективу развития нашей страны, ТЭК является и лидером, и драйвером экономического развития, обеспечивая 25% ВВП. При этом полностью полагаться на это нельзя.
«С одной стороны, мы обладаем крупнейшими в мире ресурсами и запасами углеводородов, с другой — мир на месте не стоит и уже в этом столетии состоится переход, в мире все меньше будут использоваться углеводороды в качестве источника энергии. И эти тенденции не останавливаются. В новом мире мы должны найти свое будущее», — подчеркнул депутат.
Сейчас у власти есть четкое понимание того, что спрос на продукцию из углеводородов, например, на те же полимеры, будет только расти. Но есть трудности: спрос на них в России значительно отстает от западного и китайского. Есть и задача импортозамещения технологий.
«В США и Китае на один доллар добычи приходится до 10 долларов добавленной стоимости, а у нас всего 2 доллара. К тому же Россия отстает от среднемировых темпов роста отрасли, которые составляют 7%, в то время как у нас — около 5%. К тому же не стоит забывать и про импортозамещение технологий: нам нужно либо создавать свои, либо закупать у дружественных стран, того же Китая, например. Место страны в мировой экономике во многом определяется наличием собственных высоких технологий. Все это требует грамотного целеполагания, стратегического планирования и отображения этого в документах, прежде всего законодательных», — отметил Завальный.
Также он сообщил, что Ставропольский край был не случайно выбран из нескольких других регионов площадкой для обсуждения данных вопросов. Дело в том, что во многих отраслях промышленности в России реализуется кластерный подход развития, в том числе и в отрасли развития нефтегазохимии. А Ставрополье является кластером по развитию нефтегазохимии.
«Здешний уровень развития производства и переработки углеводородов очень высок, впечатляют также темпы развития, технологические и инновационные решения. Перспективы отрасли на Ставрополье связаны как с имеющейся ресурсной базой, так и с ее расширением за счет разработки месторождений на дне Каспийского моря. Немаловажен ставропольский опыт взаимодействия нефтегазохимических компаний с региональной властью, вопрос законодательного обеспечения, вопрос поддержки инновационных проектов в нефтегазохимической отрасли. То есть это идеальная площадка для рассмотрения вопросов, актуальных для развития отрасли по всей России», — пояснил председатель энергетического комитета Госдумы.
Ставропольские проекты — прорывные для России
Замдиректора департамента нефтегазового комплекса Минэнерго РФ Владимир Иванов сообщил, что, согласно ожиданиям Долгосрочной стратегии химии и нефтегазохимии, в перспективе до 2030 года наибольшие темпы роста спроса на пластмассы в России продемонстрируют строительство, включая дорожное, ЖКХ, автомобилестроение и пищевая промышленности. В частности, предполагается, что полимерные трубы будут вытеснять металлические, что позволит достичь уровня их потребления в развитых странах.
По его словам, в числе важнейших задач министерства находится стимулирование инвестиционной деятельности производителей российской продукции с целью создания новых производственных мощностей, модернизация имеющихся мощностей для увеличения доли использования углеводородного сырья в качестве сырья в нефтехимии, снижение влияния инфраструктурных ограничений. Для решения этих задач ключевым инструментом является государственная поддержка на всех уровнях: от федерального до регионального.
По информации краевого минпрома, в обрабатывающей промышленности края их доля достигает 36%, что составляет 30% налогов, поступающих в региональный бюджет. В среднем производство в данном секторе растет на 7% в год, а ряд проектов, которые реализуются в Ставропольском крае, являются одними из «прорывных» для всей России.
По итогам «буденновского» совещания энергетический комитет Госдумы порекомендует федеральному правительству ряд мер, среди которых формирование кластеров на базе производств, продукция которых в настоящее время преимущественно направляется на экспорт, стимулировать внутренний спрос на нефтехимическую продукцию путем внедрения новых стандартов проектирования и строительства, изучить возможность поддержки экспорта нефтехимической продукции в интересах российских производителей с помощью инструментов таможенно-тарифного регулирования, предоставления экспортных кредитов и предложений по соответствующей донастройке налогового режима.
У Ставрополья есть потенциал!
Важность развития нефтегазовой промышленности в России на примере Ставропольского края разъяснил председатель регионального парламента Николай Великдань.
«Для более эффективной поддержки нефтехимической отрасли важно объединение усилий региональной и федеральной власти, что делает проводимое комитетом Государственной Думы по энергетике очень актуальным. Ставрополье долго шло к этому, мы вели и ведем переговоры с крупнейшими предприятиями нефтегазохимической отрасли чтобы „затянуть“ их, как крупных инвесторов, в регион», — отметил политик.
Он напомнил, что депутаты Думы приняли ряд законодательных актов, обеспечивающих определенные преференции нефтегазовохимической промышленности: это и налоговые вычеты, и преференции по воде и земельным ресурсам. Например, в прошлом году Думой принят закон, направленный на привлечение инвестиций в развитие химической отрасли.
«Теперь компании, заключившие инвестсоглашение, имеют право на инвестиционный налоговый вычет в размере до 70% суммы расходов. Также в размере 7% установлен размер ставки налога для определения предельной величины инвестиционного налогового вычета текущего налогового периода. Это дало существенный результат. Компании уже используют эти возможности, нефтехимический сектор показал рост порядка 1,8% в год, в 2022 году. Объем инвестиций в отрасль составил 286 миллиардов рублей», — указал спикер Думы.
По его словам, не исключено на Ставрополье и возобновление серьезной добычи нефти.
«Когда-то Ставропольский край производил до 7 миллионов тонн нефти. Со временем эта цифра упала, но сейчас к нам заходят компании, которые начинают разведку, проводят различные изыскания, используют инновационные технологии», — сообщил Великдань.
«В крае есть потенциал, который необходимо развивать и поддерживать, в том числе и на законодательном уровне. Развивая промышленность, мы улучшим не только экономические показатели, но и социальную сферу: это и работа, и благоустройство, и многое другое. Таким образом мы решим и задачу удержания людей на считающимся „сложным“ востоке Ставрополья, дав им рабочие места и благоустроенные города и села», — поделился мнением председатель парламента.