Напомним, что Ивана Скорнякова обвиняют в том, что он якобы подписывал акты приемки по трем объектам благоустройства в Ставрополе до того как они завершатся и пройдут обязательную экспертизу.
Речь идет о реконструкции подпорной стены на улице Серова, благоустройстве сквера Декабристов и строительстве проспекта Российский и нескольких примыкающих к нему улиц.
Ранее в суде по этому делу уже выступали подрядчики, которые настаивали на том, что проекты были полностью завершены, спорный акт Скорняков вообще не должен был подписывать, а экспертиза скорее является «фантомной». Но несмотря на это, на подрядчиков тоже заводили уголовные дела.
Что входит в договор с КГХ
На этой неделе в суде выступил руководитель ООО «Югсвязьгеострой» Денис Недорубко, чья организация занимается проектными изысканиями и по договору вела объект на проспекте Российский.
По его словам, в задачах компании, согласно договору с Комитетом городского хозяйства (прим. далее КГХ), было проектирование Российского проспекта.
«Мы выполнили все проектно-изыскательские работы, прошли государственную экспертизу и в полном объеме сдали работу комитету. Потом мы осуществляли авторский надзор при строительстве данного объекта», — заявил свидетель обвинения.
То есть сначала организация готовила проектно-сметную документацию, загоняя «хотелки» КГХ из технического задания от заказчика, в смету с учетом регламента и норм закона.
Первый этап на стадии проектирования — инженерные изыскания, которые ложатся в основу проектирования.
Авторский надзор
«Авторский надзор тоже проводился в полном объеме. Специалист выезжал на место и подписывал документы, заполнял журнал авторского надзора. Авторский надзор проверяет соответствие производимых работ проектной документации, то есть, чтобы работы шли согласно технологии. А объем выполненных работ проверяет строительный контроль — это другая организация», — пояснил свидетель.
По его словам, специалист на объекте смотрит, все ли делается по проекту и отмечает это в специальном журнале. Он не оценивает хорошо ли уложено, например, основание, он смотрит есть ли оно, в принципе.
«Авторский надзор не проводит экспертиз, это не предусмотрено законодательством», — отметил свидетель.
По завершению проекта журнал авторского надзора входит в документацию объекта и отдается подрядчику. А заказчик проверяет их вместе с другими документами при вводе объекта в эксплуатацию.
Та самая экспертиза
Стороны также интересовались, должен ли заказчик проводить какую-то финальную экспертизу по объекту. По словам свидетеля законодатель регламентирует несколько видов экспертиз, но они не распространяются на строительно-монтажные работы. На экспертизу даже не предусмотрены деньги, согласно Федеральному закону.
«В соответствии с градостроительным кодексом проводится проверка документации согласно перечню. И конечным документом о строительных объектах является ввод в эксплуатацию и постановка на государственный учет», — заявил свидетель.
Он отметил, что спорная экспертиза необязательна, но если заказчик хочет дополнительно что-то проверить, он должен прописать это в контракте с указанием стоимости работ.
Несмотря на то, что в одном из пунктов 44-го ФЗ есть указание о проведении обязательной экспертизы заказчиком, там нет никаких разъяснений, что именно эта экспертиза должна представлять. По его словам, на искомую гособвинителем экспертизу нет регламента, а значит ее проведение невозможно.
«Даже если бы эта экспертиза была обязательной, в технической документации должны были бы все равно быть четко прописаны эти работы с указанием квалификации специалистов, которые могут ее проводить, и рассчитанной стоимостью», — пояснил руководитель организации.
Однако, по его мнению, даже если бы спорную экспертизу попытались включить в смету, на этапе государственной экспертизы ее бы отмели как необязательную, основываясь на перечень работ, которые можно и нужно включать в смету.
Подписи на актах
Что касается подписания актов КС-2, свидетель не имел к ним прямого отношения, но заявил, что раз объект находится в эксплуатации, значит акт был подписан.
«Эта форма акта подписывается только между генподрядчиком и заказчиком. Проектная организация не участвует в этом», — заявил Недорубко.
Он отметил, что со стороны заказчика подписывать акты может не только сам заказчик, но и организация, проводящая строительный контроль. В этом случае полномочия на подпись делегируются официально и это прописывается в контракте. Получается, при наличии данного пункта в договоре Скорняков мог и не подписывать акты КС-2 — Стройконтроля было достаточно.