Posted 9 мая 2023,, 12:55

Published 9 мая 2023,, 12:55

Modified 9 мая 2023,, 13:38

Updated 9 мая 2023,, 13:38

Что известно о повышении цен на авиабилеты и как летать дешево в России

Что известно о повышении цен на авиабилеты и как летать дешево в России

9 мая 2023, 12:55
В России с начала года цены на авиабилеты выросли на 20% и остается надежда только на льготные перелеты, которые субсидирует государство. Кто и куда может улететь за государственный счет, выясняли «Новые известия».

Подорожание авиабилетов

Издание пишет, что последние новости, поступающие от правительства, вызывают беспокойство, так как в апреле замглавы Минтранспорта Игорь Чалик, со ссылкой на авиакомпании, заявил о возможном повышении цен на билеты в летний период на 15-30%, объясняя это дефицитом государственных субсидий. Однако, уже на следующий день, Чалик представил другой прогноз, говоря о повышении цен на 5,3% за год, на этот раз сославшись на Министерство экономического развития. А Максим Решетников, министр экономического развития, ссылаясь на данные Федеральной антимонопольной службы, в начале мая предсказал повышение цен на 10%.

«Такая ситуация кажется запутанной и никто не хочет нести ответственности, каждый ссылается на других. Но к кому же теперь обратиться за оценкой ситуации?», — пишет издание.

Но не все потеряно, есть возможность улететь и не потратить все свои сбережения. Для этого можно найти субсидируемые билеты, часть стоимости которых оплачивает государство. В России существует несколько программ поддержки пассажирских авиаперевозок, включая субсидирование региональных перевозок в обход Москвы, льготы для отдельных категорий граждан и «плоские» тарифы от «Аэрофлота».

Дешевые билеты в регионы

Ранее было привычно летать из сибирских городов на Кавказ или из Новосибирска в Челябинск через Москву, что было долго, дорого и неудобно. Однако, авиакомпании не стремятся добровольно летать напрямую в небольшие и удаленные города: продавать дешевые билеты не выгодно, а дорогие — никто не купит. Это приводит к убыткам, поскольку содержание персонала, складов запчастей и других расходов необходимо, а спрос недостаточен. Теоретически, государственные субсидии должны решить эту проблему.

В прошлом году Росавиация утвердила перечень льготных маршрутов на 2023 год, которые связывают регионы в обход Москвы. В списке значатся 308 маршрутов, включая как очень короткие, которые можно пройти на маршрутках (самый короткий маршрут из Новосибирска в Барнаул всего лишь 195 км), так и протяженные (самый длинный маршрут из Новосибирска в Анадырь — 4895 км).

Сэкономить на авиабилетах

Согласно данным Росстата, на 5 мая 2023 года средняя стоимость 1 тысячи километров перелета в эконом-классе составляет 6,4 тысячи рублей. Это позволяет предположить, сколько стоил бы билет в одну сторону в рыночных условиях, а также оценить, сколько люди потеряют в случае отмены субсидий.

Издание пишет, что если пропадут субсидии, то доступность авиабилетов значительно упадет, но именно этот вид поддержки правительство планирует сократить. На облет Москвы в 2023 году было запланировано выделить 9 миллиардов рублей, однако теперь принято решение уменьшить субсидии на 17% — до 7,5 миллиарда рублей.

"Новые известия" считают, что это негативно скажется не только на людях, но и на регионах. Дешевые авиабилеты помогают поддерживать туристический потенциал. Поэтому более 50% субсидии в большинстве случаев оплачиваются за счет региональных бюджетов. Например, Вологодская область оплачивает 51% субсидии на маршрут Санкт-Петербург-Вологда, а Дагестан — на маршрут из Надыма в Махачкалу.

В 2022 году была похожая ситуация: запланировали выделить 9 миллиардов рублей, но позже средства были перераспределены на другие цели, и осталось только 7,8 миллиарда. Этими предложениями воспользовалось 2,7 миллиона человек, что составляет менее 2% от общей численности населения России. В этом году, вероятно, таких счастливчиков будет еще меньше: сокращение программ поддержки уже привело к отмене 10612 рейсов, 4947 из которых приходятся на труднодоступные регионы.

Программа, предоставляющая льготы для определенных категорий людей, работает иначе: она покрывает ключевые направления, связывающие крупнейшие города России, включая Москву. Если вы хотите купить билет из Москвы во Владивосток по льготной цене, то вам нужно проверить, попадаете ли вы в особую категорию льготников.

Как слетать по льготным билетам

Теперь льготы не ограничиваются только региональными маршрутами. Общее количество льготных маршрутов составляет 154, включая 21 маршрут для жителей Дальнего Востока. Льготные тарифы распространяются на большинство маршрутов между крупными и популярными городами.

Экономия при использовании льготных тарифов оказывается еще более значительной, чем на субсидируемых региональных маршрутах. И здесь уже нет необходимости угадывать размер экономии: льготные билеты продаются параллельно с билетами по полной стоимости.

Неудивительно, что люди замечают большую разницу в цене и тут же бросаются покупать билеты. Правительству даже пришлось установить ограничение: не более 4 билетов в год на одного льготника. Несмотря на сложности процесса оформления, людей не останавливает ничего — авиакомпании требуется предоставление документального подтверждения права на льготу. Результатом такого ажиотажа является дефицит льготных билетов.

Плоские тарифы на перелеты

У компании «Аэрофлот» есть своя программа стимулирования авиаперевозок, которая предлагает «плоские» тарифы из Москвы во Владивосток, Камчатку, Хабаровск, Южно-Сахалинск и Калининград. Это билеты по фиксированной цене, которая не зависит от даты вылета и других факторов. Например, билет в одну сторону Москва-Владивосток на рейсе «Аэрофлота» стоит 17000 рублей, а туда-обратно — 28400 рублей.

Эксперты считают, что «Аэрофлот» теряет около 9 млрд рублей в год из-за «плоских» тарифов. Но если посмотреть с другой стороны, то государственная поддержка пассажирских авиаперевозок в прошлом году составила рекордные 100 миллиардов рублей, из которых «Аэрофлот» получил почти 26 миллиарда.

«Увеличение цен на авиабилеты на 20% за первые четыре месяца этого года — только начало, и никакие государственные программы не смогут остановить этот процесс. Следовательно, цены на авиабилеты скоро станут еще выше», — подытожило издание.

"