Все законно? Суд завершил громкое дело между перевозчиками и миндором Ставрополья

11 апреля 2023, 12:03
Ставропольские перевозчики, прокуратура и миндор больше года спорили в судах о законности проведения розыгрыша 25 маршрутов общественного транспорта, корреспондент NewsTracker узнал, чем закончился арбитражный процесс.

Истоки скандала

Почти полтора года на Ставрополье пытались разобраться с законностью проведения конкурса по розыгрышу свидетельства на осуществление пассажирских перевозок в Ставрополе — по сути отбор перевозчиков на городские автобусные маршруты.

Напомним, что ранее весь общественный транспорт находился в ведении мэрии, где лицензии на осуществление перевозок выдавались и продлевались на основе скорее устных договоренностей и к транспорту почти не было конкретных требований. Но закон поменялся, а ОТ перевели под ведомство миндора. Теперь свидетельства перевозчикам нужно было разыгрывать согласно 220 Федеральному закону.

Как пояснил NewsTracker директор «СтавропольАвто» Дмитрий Щербаков, если конкурс не проводится, то нет возможности прописывать требования к транспорту.

«Перевозчикам пришлось участвовать в конкурсе, где ему по разным критериям начисляли баллы. Например, если все автобусы „младше“ 5 лет, такие-то баллы, если в автобусе низкий пол, кондиционер — еще баллы, если перевозчик опытный — еще баллы, и так далее. У кого больше баллов, тот и победил. Многим перевозчикам это не понравилось и они пошли в суды», — рассказал собеседник агентства.

Так называемая транспортная реформа до декабря 2021 года шла постепенно, в один конкурс объединяли небольшое число автобусный маршрутов и какие-то споры, если они были, не становились сильно резонансными.

Но так было пока срок свидетельств не вышел сразу у 25 маршрутов. Перед новым годом Министерство дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края объявило большой конкурс.

Но так было пока срок свидетельств не вышел сразу у 25 маршрутов.
1MI

И уже на этом этапе начали возникать вопросы у перевозчиков. Миндор дал ровно месяц на сбор документов, но 10 дней из этого месяца — новогодние выходные. Соответственно время на сбор документов сократилось. Потом были вопросы к приему заявок, по изменению маршрутов и игнорирование ложных данных в заявках.

Так дело оказалось в арбитражном суде, а к процессу подключилась прокуратура.

На суды первой инстанции корреспондент NewsTracker ходил лично, определение было вынесено в июле прошлого года.

Позже были Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, который завершился 11 ноября 2022 и Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, который вынес решение 29 марта 2023 года.

В каждой из инстанций министерству предъявляли три основные претензии.

Внесение правок в реестр

Прокуратура еще в самом начале этой истории провела проверку и выявила грубые и существенные нарушения закона, которые повлияли на исход конкурса.

Напомним, после этого конкурса на заместителя главы краевого миндора Бориса Борисова было заведено уже уголовное дело. Правда, никаких новостей по движению в расследовании давно не было. А сам Борисов уже покинул свой пост.

По мнению прокуратуры, миндор вносил изменения в реестры автобусных маршрутов, меняя количество единиц транспорта, например, их класс (прим. автобусы большей вместимости вместо маршруток).

Напомним, после этого конкурса на заместителя главы краевого миндора Бориса Борисова было заведено уже уголовное дело.
newstracker.ru

Однако суд заметил некоторую путаницу в нормативных документах при составлении этой претензии. Согласно решению, министерством не вносились изменения в Реестр муниципальных маршрутов до старта открытого конкурса, и соответственно, до окончания срока действия ранее выданных свидетельств по маршрутам, указанным в исковом заявлении.

«Доказательств внесения изменений в Реестр муниципальных маршрутов города Ставрополя прокуратурой Ставропольского края не представлено. Таким образом, министерством не нарушался порядок изменения муниципальных маршрутов, в Реестр муниципальных маршрутов города Ставрополя изменения не вносились. Вышеуказанные доводы прокуратуры Ставропольского края являются необоснованными и правомерно отклонены судом первой инстанции», — сообщается в судебном решении.

Один из всех

А вот у перевозчиков самой болью оказались проблемы со справками из ГИБДД. Дело в том, что миндор отклонил часть заявок от перевозчиков по причине неполных данных. Если быть точнее им не хватило данных об отсутствии ДТП с пострадавшими.

Несмотря на одинаковые запросы, ответы из ГИБДД приходили с разными формулировками. Некоторые были составлены правильно и их действие распространялось на руководителя компании перевозчика и всех его сотрудников, а в других речь шла только о генеральном директоре. Правда, как говорили перевозчики, ИНН в документе указывался именно организации, а не личный.

Однако суд напомнил, что отождествление ответственности юридического лица и ответственности его должностного лица не соответствует нормам действующего законодательства.

«Следовательно, справка об отсутствии ДТП с участием директора общества не может быть приравнена к справке об отсутствии ДТП с участием самого общества. Кроме того, простые товарищи данного общества (индивидуальные предприниматели) не являются работниками общества», — сообщается в документе.

Чужие автобусы

Еще одним вопросом к миндору стала «вера на слово» конкурсантам о наличии у них автобусов с нужными характеристиками.

Дело в том, что некоторые победители конкурса на выходе остались без автобусов, потому что в заявке указывали, якобы чужие или несуществующие транспортные средства.

Но суд признал этот довод несостоятельным, потому что перечень транспортных средств перевозчик должен подавать с указанием экологических характеристик, их класса и иных характеристик, влияющих на качество перевозок, но не сведения о государственных регистрационных номерах.

Данные сведения не находились в распоряжении конкурсной комиссии министерства при рассмотрении заявок от претендентов. Поэтому этот довод не был принят апелляционным судом.

Так, каковы итоги?

И вот окончен судебный процесс между перевозчиками и региональным миндором. Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа была поставлена точка в резонансном деле.

В итоге все три инстанции оставили жалобы перевозчиков и прокуратуры без удовлетворения.

«Таким образом, судами достоверно было установлено, что министерством при проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок не были нарушены нормы действующего законодательства, а также положения конкурсной документации», — сообщили в самом миндоре после получения решения суда.

К слову, такое решение говорит не только о том, что весь конкурс был проведен без нарушений, но и о том, что уголовное дело на бывшего замминистра могло быть заведено поспешно и безосновательно.

Почему это важно?

Директор «СтавропольАвто» Дмитрий Щербаков присутствовал в процессе и признался, что это очень важное решение для будущего города.

«Пассажир за свои деньги имеет право на безопасные и качественные поездки на общественном транспорте. Но не все перевозчики были согласны с этим и пытались через суд вернуть старую систему продления лицензий. Но суд фактически разрешил миндору работать по закону, как бы это смешно не звучало», — рассказал собеседник агентства.

Он отметил, что не все перевозчики пошли в суды, многие попытались подстроиться под новые реалии. И уже это заметно изменило «облик» общественного транспорта в Ставрополе. Появилось много автобусов среднего класса, возраст автопарка заметно уменьшился.

1MI

«Старые автобусы остались на тех маршрутах, которые отсудили перевозчики. Но благодаря этому решению суда, мы сможем законно изменить к лучшему и их. Осталось дождаться, когда у них закончатся свидетельства. То есть в течение года, максимум двух, весь транспорт Ставрополя обновится. Но самое главное в решении суда, что жители города получили законную возможность ездить на нормальном транспорте», — добавил Щербаков.

#Общество #Ставрополь #Эксклюзив #Маргарита Губанова #Ставропольский край #Суд #Транспорт #Прокуратура #Министерство #Миндор
Подпишитесь