Posted 11 апреля 2023, 09:03
Published 11 апреля 2023, 09:03
Modified 11 апреля 2023, 09:03
Updated 11 апреля 2023, 09:03
Истоки скандала
Почти полтора года на Ставрополье пытались разобраться с законностью проведения конкурса по розыгрышу свидетельства на осуществление пассажирских перевозок в Ставрополе — по сути отбор перевозчиков на городские автобусные маршруты.
Напомним, что ранее весь общественный транспорт находился в ведении мэрии, где лицензии на осуществление перевозок выдавались и продлевались на основе скорее устных договоренностей и к транспорту почти не было конкретных требований. Но закон поменялся, а ОТ перевели под ведомство миндора. Теперь свидетельства перевозчикам нужно было разыгрывать согласно 220 Федеральному закону.
Как пояснил NewsTracker директор «СтавропольАвто» Дмитрий Щербаков, если конкурс не проводится, то нет возможности прописывать требования к транспорту.
«Перевозчикам пришлось участвовать в конкурсе, где ему по разным критериям начисляли баллы. Например, если все автобусы „младше“ 5 лет, такие-то баллы, если в автобусе низкий пол, кондиционер — еще баллы, если перевозчик опытный — еще баллы, и так далее. У кого больше баллов, тот и победил. Многим перевозчикам это не понравилось и они пошли в суды», — рассказал собеседник агентства.
Так называемая транспортная реформа до декабря 2021 года шла постепенно, в один конкурс объединяли небольшое число автобусный маршрутов и какие-то споры, если они были, не становились сильно резонансными.
Но так было пока срок свидетельств не вышел сразу у 25 маршрутов. Перед новым годом Министерство дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края объявило большой конкурс.
И уже на этом этапе начали возникать вопросы у перевозчиков. Миндор дал ровно месяц на сбор документов, но 10 дней из этого месяца — новогодние выходные. Соответственно время на сбор документов сократилось. Потом были вопросы к приему заявок, по изменению маршрутов и игнорирование ложных данных в заявках.
Так дело оказалось в арбитражном суде, а к процессу подключилась прокуратура.
На суды первой инстанции корреспондент NewsTracker ходил лично, определение было вынесено в июле прошлого года.
Позже были Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, который завершился 11 ноября 2022 и Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, который вынес решение 29 марта 2023 года.
В каждой из инстанций министерству предъявляли три основные претензии.
Внесение правок в реестр
Прокуратура еще в самом начале этой истории провела проверку и выявила грубые и существенные нарушения закона, которые повлияли на исход конкурса.
Напомним, после этого конкурса на заместителя главы краевого миндора Бориса Борисова было заведено уже уголовное дело. Правда, никаких новостей по движению в расследовании давно не было. А сам Борисов уже покинул свой пост.
По мнению прокуратуры, миндор вносил изменения в реестры автобусных маршрутов, меняя количество единиц транспорта, например, их класс (прим. автобусы большей вместимости вместо маршруток).
Однако суд заметил некоторую путаницу в нормативных документах при составлении этой претензии. Согласно решению, министерством не вносились изменения в Реестр муниципальных маршрутов до старта открытого конкурса, и соответственно, до окончания срока действия ранее выданных свидетельств по маршрутам, указанным в исковом заявлении.
«Доказательств внесения изменений в Реестр муниципальных маршрутов города Ставрополя прокуратурой Ставропольского края не представлено. Таким образом, министерством не нарушался порядок изменения муниципальных маршрутов, в Реестр муниципальных маршрутов города Ставрополя изменения не вносились. Вышеуказанные доводы прокуратуры Ставропольского края являются необоснованными и правомерно отклонены судом первой инстанции», — сообщается в судебном решении.
Один из всех
А вот у перевозчиков самой болью оказались проблемы со справками из ГИБДД. Дело в том, что миндор отклонил часть заявок от перевозчиков по причине неполных данных. Если быть точнее им не хватило данных об отсутствии ДТП с пострадавшими.
Несмотря на одинаковые запросы, ответы из ГИБДД приходили с разными формулировками. Некоторые были составлены правильно и их действие распространялось на руководителя компании перевозчика и всех его сотрудников, а в других речь шла только о генеральном директоре. Правда, как говорили перевозчики, ИНН в документе указывался именно организации, а не личный.
Однако суд напомнил, что отождествление ответственности юридического лица и ответственности его должностного лица не соответствует нормам действующего законодательства.
«Следовательно, справка об отсутствии ДТП с участием директора общества не может быть приравнена к справке об отсутствии ДТП с участием самого общества. Кроме того, простые товарищи данного общества (индивидуальные предприниматели) не являются работниками общества», — сообщается в документе.
Чужие автобусы
Еще одним вопросом к миндору стала «вера на слово» конкурсантам о наличии у них автобусов с нужными характеристиками.
Дело в том, что некоторые победители конкурса на выходе остались без автобусов, потому что в заявке указывали, якобы чужие или несуществующие транспортные средства.
Но суд признал этот довод несостоятельным, потому что перечень транспортных средств перевозчик должен подавать с указанием экологических характеристик, их класса и иных характеристик, влияющих на качество перевозок, но не сведения о государственных регистрационных номерах.
Данные сведения не находились в распоряжении конкурсной комиссии министерства при рассмотрении заявок от претендентов. Поэтому этот довод не был принят апелляционным судом.
Так, каковы итоги?
И вот окончен судебный процесс между перевозчиками и региональным миндором. Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа была поставлена точка в резонансном деле.
В итоге все три инстанции оставили жалобы перевозчиков и прокуратуры без удовлетворения.
«Таким образом, судами достоверно было установлено, что министерством при проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок не были нарушены нормы действующего законодательства, а также положения конкурсной документации», — сообщили в самом миндоре после получения решения суда.
К слову, такое решение говорит не только о том, что весь конкурс был проведен без нарушений, но и о том, что уголовное дело на бывшего замминистра могло быть заведено поспешно и безосновательно.
Почему это важно?
Директор «СтавропольАвто» Дмитрий Щербаков присутствовал в процессе и признался, что это очень важное решение для будущего города.
«Пассажир за свои деньги имеет право на безопасные и качественные поездки на общественном транспорте. Но не все перевозчики были согласны с этим и пытались через суд вернуть старую систему продления лицензий. Но суд фактически разрешил миндору работать по закону, как бы это смешно не звучало», — рассказал собеседник агентства.
Он отметил, что не все перевозчики пошли в суды, многие попытались подстроиться под новые реалии. И уже это заметно изменило «облик» общественного транспорта в Ставрополе. Появилось много автобусов среднего класса, возраст автопарка заметно уменьшился.
«Старые автобусы остались на тех маршрутах, которые отсудили перевозчики. Но благодаря этому решению суда, мы сможем законно изменить к лучшему и их. Осталось дождаться, когда у них закончатся свидетельства. То есть в течение года, максимум двух, весь транспорт Ставрополя обновится. Но самое главное в решении суда, что жители города получили законную возможность ездить на нормальном транспорте», — добавил Щербаков.