Журналисты «Известий» вместе с экспертами обсудили, поможет ли эта мера сократить неграмотное применение лекарств или, напротив, лишит пациентов доступа к необходимым знаниям о собственном здоровье.
Основной аргумент авторов законопроекта: широкая реклама безрецептурных лекарственных средств подталкивает пациентов к самолечению, и это всерьез беспокоит медиков.
По мнению доктора медицинских наук, сопредседателя Ассоциации медицинских специалистов по модификации рисков Антона Наумова, доля пациентов, использующих самолечение, может достигать 75 — 80%.
При этом сами врачи соглашаются с тем, что во многих обстоятельствах пациент должен иметь возможность самостоятельно заботиться о своем здоровье. Например, в случае наличия у него таких заболеваний, как диабет или астма.
«Ответственное самолечение — это не отказ от профессиональной медицинской помощи, а возможность для людей получить первичное знание и навыки для самостоятельной заботы о своем здоровье и для снижения избыточной зависимости от системы здравоохранения», — отметил Наумов.
«Основная функция рекламы, на самом деле, про которую периодически почему-то забывают, это действительно донесение до потребителя в простой и понятной для него форме информации о свойствах безрецептурных лекарственных препаратов», — подчеркивает Мария Борзова, эксперт Ассоциации фармацевтических производителей Евразийского экономического союза.
Политика запретов в столь деликатной сфере, как медицина, не работает, убежден депутат Государственной думы VI созыва Александр Тарнавский. Он считает, что для России крайне важно внедрять основные принципы ответственного самолечения путем повышения медицинской грамотности населения, заменяя безответственный подход к здоровью на эффективный самоконтроль и информированный выбор.
Он также добавил, что недостаток знаний о лекарствах может стать причиной увеличения нагрузки на систему здравоохранения.
В свою очередь, эксперты считают грамотным подходом к проблеме не внедрение запретов, а расширение набора инструментов взаимодействия с населением. Разделение в законе о рекламе понятий «информирование» и «реклама» могло бы на примере безрецептурных лекарственных средств способствовать повышению уровня здравоохранения за счет ответственного самолечения потребителей.
Подобные меры могут быть корректно оценены и реализованы только в продуктивном диалоге между бизнесом и государством. В этом случае все заинтересованные стороны придут к оптимальным решениям.