Posted 28 марта 2023, 10:22
Published 28 марта 2023, 10:22
Modified 28 марта 2023, 10:24
Updated 28 марта 2023, 10:24
В Корпорации МСП отметили, что, согласно действующей норме федерального закона № 223-ФЗ, государственные заказчики должны закупать у поставщиков из сегмента МСП 25 и более процентов годового стоимостного объема договоров.
«Выращивание» поставщиков стало возможным после изменений в законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», которые были внесены в 2022 году, сообщает vedomosti.ru. В соответствии с данным механизмом государственные предприятия могут реализовывать индивидуальные программы развития МСП-поставщиков, предоставляя им правовую и методическую помощь, а также финансирование. Помимо этого, благодаря поправкам в законодательстве компании получили возможность заключать офсетные контракты по закупкам с госучастием по закону № 223-ФЗ. Такие соглашения предполагают инвестирование поставщиками собственных или взятых в кредит средств в производство. Обязательства заказчика по договору сводятся к тому, чтобы в течение нескольких лет закупать у поставщика определенный объем его продукции или услуг.
Чтобы стать участником программы, подрядчик должен соответствовать ряду критериев. Прежде всего компания поставщика должна состоять в реестре МСП и заниматься производством инновационной продукции с локализацией на территории Российской Федерации. Участие в программе недоступно для компаний-банкротов, аффилированных с заказчиком поставщиков, а также должников по налоговым сборам и другим обязательным платежам. Фирма не должна состоять в списке недобросовестных поставщиков. Государственный заказчик может установить и свои требования к поставщику. Например, на его производстве должно использоваться конкретное оборудование или работать специалисты определенного уровня квалификации.
Генеральный директор Корпорации МСП Александр Исаевич отметил, что на фоне ухода зарубежных поставщиков с российского рынка у отечественного малого бизнеса появилась возможность занять освободившуюся нишу. Подрядчики стали предлагать свою продукцию и выразили готовность модернизировать ее под конкретный запрос. Однако возникла проблема: объем и качество предлагаемой МСП-поставщиками продукции не в полной мере соответствовали тому, что нужно было крупным заказчикам. В связи с этим Исаевич назвал инструмент «выращивания» поставщиков одним из наиболее эффективных механизмов импортозамещения.
Как отметил президент общественной организации «Опора России» Александр Калинин, из-за ухода зарубежных поставщиков актуальность таких программ выросла – государственные заказчики столкнулись с проблемой поиска новых подрядчиков.
Калинин также подчеркнул, что для МСП-предприятий данный механизм также представляет выгоду, позволяя найти рынки сбыта и заняться развитием производства и наращиванием мощностей. До законодательных изменений государственные компании не могли давать преференции подрядчикам, что не давало компаниям-поставщикам возможности развиваться в полную меру.