Posted 6 марта 2023,, 08:01

Published 6 марта 2023,, 08:01

Modified 6 марта 2023,, 10:28

Updated 6 марта 2023,, 10:28

Завиноватить жертв: как из любителей мультфильмов создают «всероссийскую угрозу»

6 марта 2023, 08:01
В Ставрополе состоялось собрание модного молодежного движения «Рёдан», которое разбежалось после прибытия полиции. В реальных и вымышленных угрозах разбирался NewsTracker.

Новая угроза?

Черные балахоны с изображением паука, клетчатые штаны, крашеные волосы, 15 — 17 лет — таков облик представителя движения «ЧВК Рёдан», о необходимости борьбы с которым заявляли многие политики и общественники, чьи высказывания выглядят однобоко.

«Рёдан — это очевидно депрессивно-агрессивная субкультура. В данный момент околосуицидальная составляющая активно дополняется агрессивной. Аниме-субкультура в целом деструктивна», — заявила глава Лиги безопасного Интернета Екатерина Мизулина.

Зампред комитета по просвещению Госдумы РФ Яна Лантратова направила депутатский запрос главе Следкома РФ Александру Бастрыкину с просьбой провести проверку организаторов и кураторов групп «Рёдан». Она предположила, что «ЧВК Рёдан» могут использовать для создания «проблемной внутриполитической ситуации и проведения физических акций прямого действия».

Не отстал от повестки и мэр Невинномысска Михаил Миненков, который обратился к родителям и призвал их проверять телефоны детей, а также узнать, к какой субкультуре они относятся, предупредив о суровых последствиях.

Интересно, что «рёдановцы» появились и в соседней Украине, однако если в РФ видят «след Запада», то в Украине — «российский» и с не меньшим энтузиазмом сражаются с молодежью.

Что же это за новая «угроза», которая на какое-то время затмила в новостях накаленную внешнеполитическую обстановку?

Виноваты защищающиеся

Корни нового явления растут из одной из самых безобидных субкультур — любителей японской мультипликации, так называемых анимешников. «Геней Рёдан», также известный как «Пауки», «Призрачный отряд» — это вымышленная группировка из японского мультфильма Hunter x Hunter, которому уже более 20 лет. Как и в случае с другими мультфильмами, поклонники этого стараются подражать в одежде вымышленным персонажам. Именно это и стало причиной изначального конфликта.

Ввиду яркости и невозможности дать отпор, подростки десятилетиями были одной из излюбленных мишеней для агрессивных групп молодежи: «околофутбольщиков», «цб не мит», а также различных компаний, созданных по этническому признаку. Однако в середине февраля случилось необычное: одна из групп анимешников дала жесткий отпор агрессорам, которые не гнушались заливать перцовыми баллончиками даже девушек.

Вдохновленные этим случаем анимешники по всей стране стали объединяться под символикой «Рёдан», что не сильно им помогает: далеко не все могут давать отпор. После этого многие СМИ сообщили, что «целью группировки является избиение футбольных фанатов, скинхедов, приезжих из республик РФ и мигрантов». Однако стоит обратить внимание, что именно эти группы чаще всего нападали на них. При этом агрессивная молодежь отреагировала максимально жестко и начала устраивать «охоты» и «облавы» по многим крупным городам. А правоохранители начали задерживать «рёдановцев», а не их обидчиков.

В Ставрополе также заметили их многочисленную группу, которые шли куда-то, но разбежались после криков о прибытии полиции.

«Рёдан в Ставрополе также набирает популярность, мы устали, что нас бьют, и история об организации отпора нас вдохновила. Мы решили просто собраться и поговорить — обсудить. Жуть в том, что сейчас жертв стараются „завиноватить“. На нас нападают, мы бежим или защищаемся, приехавшая полиция „винтит“ только нас, так как мы ярко одеты. Агрессоры, хоть выходцы из соседних республик, хоть околофутбольщики, одеты в обычную одежду, поэтому им легче раствориться в толпе. Да и агрессия этих групп для правоохранителей „обычна“, как ни страшно это говорить. В итоге „крайними“ оказываемся мы», — рассказал один из анимешников.

Закон — для всех

Координатор Центра гражданских инициатив СКФО Валерий Ледовской считает, что ситуация возникла не мгновенно, а развивалась постепенно несколько лет.

«В последний год произошло разделение общества по признаку признания или непризнания тех или иных культур: западной, восточной, собственной российской, внутри российской — православной. В результате произошла стремительная сепарация общества. И это через инфополе передается подросткам, у которых повышенная чувствительность к вопросам самоидентификации, формирования себя как личности, а также к защите собственного выбора и проявлениям индивидуальности», — рассказал собеседник.

Он уверен, что японская культура аниме не может являться «деструктивной».

«Она достаточно интеллектуальная, если посмотреть некоторые классические сериалы. Аниме учит любить, дружить, учит честному отношению к появлениям целей в жизни. Но также она учит формированию и проявлению индивидуальности», — отметил Ледовской.

Противостояние между любителями культуры аниме и теми, кто ее не принял, он считает спровоцированным второй стороной.

«Агрессоров идентифицировать сложно, потому что это разные страты общества. Некоторым не нравится, что это не исконно российская культура. Другим не такой, как у всех, стиль одежды. Третьи видят в анимешниках легкую добычу для собственного самоутверждения через отрицание. И поэтому любителей аниме выявить и обвинить куда проще, чем тех, кто им противостоит. Они выделяются из толпы, у них есть тиражируемые особенности в одежде и других нюансах внешности», — указал координатор ЦГИ СКФО.

С этим типом агрессии нужно бороться по общим для всех правилам. Эксперт считает, что наказывать нужно за незаконные действия, а не по отношению к той или иной субкультуре. Не решит проблему, а усугубит ее, и непротиводействие одной из сторон на госуровне.

«Ни в коем случае не нужно блокировать доступ к японской культуре аниме, так как в целом ее парадигма позитивная, конструктивная и дает правильные ценности. Я бы, наоборот, признал на государственном уровне эту культуру допустимой. И действовал бы с позиции нормального отношения к тому, что в нашей стране приживаются очень разные культуры, разные религии составляют духовную основу общества», — подчеркнул Ледовской.

Он призвал перенести данное противостояние в общественные дискуссии и дебаты.

«Для них необходимо организовать легальные площадки. Таким образом, подростки будут учиться отстаивать свою позицию, уточнять ее, будут учиться основам качественной дискуссии через аргументы, а не через кулаки. Если честно, я не вижу никаких проблем разрешить это социальное напряжение. Инструменты известны, необходимо только желание», — поделился мнением собеседник.

Виноваты взрослые

Кандидат социологических наук Марина Троневская указала, что в ситуации, в любом случае, виноваты взрослые.

«Когда молодежь берет пример и имитирует жизнь взрослых, создавая свою „ЧВК Рёдан“, виноваты взрослые. В условиях СВО люди начинают принимать все более радикальные взгляды в противовес политическому, социальному или религиозному статус-кво. Наступили времена для радикальных движений, которые могут возникать из широкого социального консенсуса против прогрессивных изменений в обществе или из широкого стремления к переменам в обществе», — рассказала собеседница.

С ее точки зрения, проблемы молодежи не решить уроками патриотизма или цензурой в СМИ.

«Деинституционализация и ослабление механизмов правового регулирования создают в России опасную ситуацию. Когда в принципе, крайними могут сделать любого человека, группу или течение, всех, кто не вписывается в общую политическую или пропагандистскую повестку», — отметила социолог.

При этом молодые люди по всему миру, особенно выросшие на японском аниме, имеют достаточно четкие представления о бескомпромиссной победе добра над злом, торжестве справедливости и коварстве человеческой натуры.

«Темы силы тела, духа и воли часто встречается в работах восточных и азиатских авторов современной мультипликации. Погружение в субкультуру аниме может подпитывать у молодежи чувство исключительности и бунтарского отношения к современным вызовам окружающего мира. И мир может быть жесток к ним, если они будут поодиночке. Объединение в группы — это возможность выжить в условиях радикализации общества. Чтоб эффективно дать отпор, объедение происходит на площадках игровой индустрии, социальных сетей и мессенджеров», — рассказала Троневская.

Проблему подростковой агрессии можно решить, создавая благоприятную среду для молодежи. Необходимо наличие социальных перспектив, социальных лифтов и возможностей для самореализации.

«На уровне государства нужна серьезная проработка молодежной политики. Как пример — выплачивать „подъемные средства“ на старте карьеры и так далее. Молодежь должна хотеть жить в своей стране, быть нужным и важным элементом в развитии общества. Также не игнорировать рост числа девиантного поведения. Сейчас наблюдается увеличение количества психических и ментальных расстройств, которое больше, чем даже 5 лет назад. Необходимо своевременно привлекать к проблемам молодежи психологов, психиатров, не стесняться прибегать к медикаментам если это необходимо», — поделилась мнением эксперт.

Новая сегрегация

Психолог-терапевт Глеб Совин напомнил, что анимешники изначально просто хотели, чтобы их не трогали. Он указал на то, что подростков, любящих аниме, много лет «кошмарили», что не могло не вылиться в текущую ситуацию.

«Это правда парадоксальная ситуация, когда безобидная субкультура, которую обычно все обижают и притесняют, защищаясь, сама назначается „агрессором“. Это полностью соответствует духу нашего времени: плохой всегда агрессор, а не те, кто его таким сделали», — напомнил психолог.

Также он отметил, что нынешние подростки — это дети детей 90-х, когда были похожие по масштабам массовые субкультурные противостояния.

«Тогда мир был поделен на черное и белое. На „бандитов и ментов“, на „капиталистов и коммунистов“, на „нацистов и цветных“. А подростки всего лишь играют в игры взрослых, также начиная делить и свой мир. Очевидно, эти времена возвращаются», — считает Совин.

Тут есть два масштаба решения проблемы.

«Проблему можно решить глобально — на уровне общества: остановить новую сегрегацию людей и доказать младшему поколению основы гуманизма на деле, а не только в соцсетях. Или более локально — на уровне родителей: понять, в каком мире предстоит расти их детям и обеспокоиться их проблемами, помощью в их решении и поисками способов сублимации подростковых импульсов в мирное русло», — поделился мнением психолог.
"