Posted 28 февраля 2023, 17:19
Published 28 февраля 2023, 17:19
Modified 28 февраля 2023, 17:31
Updated 28 февраля 2023, 17:31
За последние несколько лет открытая работа по улучшению работы общественного транспорта в Ставрополе стала привычной. Представители курирующих ведомств вместе с перевозчиками и общественниками встречаются на площадках и обсуждают способы решения самых острых проблем.
На этой неделе прошел уже третий круглый стол такого формата. Он начался с открытого заседания комиссии по общественному транспорту при Министерстве дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края, на котором обсудили отмену сразу двух маршрутов краевой столицы — 39 и 59 м.
После официальной части собравшиеся обсудили результаты работы. Напомним, уже несколько лет в Ставрополе проводится так называемая «транспортная реформа». Немного меняются маршруты, закупаются более современные и многофункциональные транспортные средства, некоторые, а именно магистральные, маршруты переводятся на регулируемый тариф. При регулируемом тарифе, Миндор, как курирующий орган в праве диктовать условия для работы, например, указывать обязательное наличие кондиционеров или возможности безналичной оплаты.
Замминистра Борис Борисов подвел некоторые итоги транспортной реформы, особо подчеркнув, что число автобусов среднего класса в Ставрополе удалось увеличить до 60%.
Но не все так хорошо, как хотелось бы. Он отметил, что изменения проявили нерентабельность некоторых маршрутов — восемь из них возможно закроются в ближайшее время.
Перевозчики оказались не готовы к транспортной реформе. А мы не можем проводить проверки из-за моратория, — отметил Борисов.
Отсудили 12 м и 13 м
По словам замминистра, работать ведомству мешают и суды, которые проходят между Минором и перевозчиками. Так, например, перевозчики добились того, что большие автобусы магистральных маршрутов будут дублироваться маршрутами — «малышами».
По 12-му маршруту торги проводились несколько раз, но перевозчика так и не нашли. Поэтому там возят людей только нелегальные на сегодняшний день «малыши», — посетовал Борисов.
Борисов также отметил, что хотел бы прийти к единому крупному перевозчику и уйти от ныне существующей схемы, где каждый маршрут разыгрывается и обслуживается отдельно. По его мнению, это помогло бы решить множество проблем.
Но проблема в том, что лицензии на перевозки в Ставрополе выданы на срок до 2026–2027 года.
Мы уже начали работать над изменениями в документе планирования, и эти даты мы будем переводить все маршруты на регулируемый тариф, — заявил Борисов о долгосрочных перспективах.
Еще замглавы Миндора рассказал, что федеральные власти также настаивают на переводы на брутто-контракты, когда перевозчик получает фиксированную заработную плату от государства, а доход с продажи билетов идет напрямую в бюджет. По такой схеме работает, например, Москва и многие другие крупные города. Это помогает избавиться от борьбы за пассажира между маршрутами-дублерами и снизить напряженность на дорогах.
Мы хотели бы перейти на новую систему быстро, но судебная система нас поправила. Быстро не получится, — посетовал Борис Борисов.
Насильственное отслеживание
Также, по словам замминистра, согласно федеральному закону в каждом регионе должна работать своя информационная система, где отображается движение автобусов, но в Ставрополе ее до сих пор не запустили, потому что перевозчики, боясь конкуренции, отказывались «публиковать» эти данные на общедоступных картах.
Но отказ от передачи данных является нарушением и ведет к лишению лицензии. Сейчас прорабатывается вопрос о «освещении» этих данных вне зависимости от желания перевозчиков. То есть не запрашивать данные у них, а через данные с ГЛОНАСС напрямую.
Также Борисов рассказал, что в регионе на базе платежной ситемы «Мир» планируется создать особую карту «Ставрополье», которая включит в себя не только оплату транспорта, но и других услуг. При этом рассматривается возможность использования карт «Ставрополье» и в других регионах.
Правда, перевозчики, присутствующие на круглом столе, обратили внимание, что не всякая платежная система подойдет, так как некоторые из них берут очень высокий процент за свои услуги. Представители бизнеса настоятельно просили принять это во внимание при выборе «базы» для карты ставропольца.
Мнение горожан
Урбанист, член комиссии по развитию общественного транспорта при краевом Миндоре Андрей Черняков представил собравшимся результаты опроса горожан по работе общественного транспорта.
Многие ставропольчане во время прохождения опроса отметили, что качество общественных перевозок с начала «реформы» ухудшилась. Однако, по мнению урбаниста, это нормально, потому что людям приходилось ломать свои транспортные привычки.
Важно, что, согласно опросу, полный отказ от наличной оплаты в транспорте Ставрополя не нужен, так как все еще остаются те, кому удобней и привычней платить «налом».
Также опрос показал, что 73% ставропольчан хотят, чтобы общественный транспорт ходил без пробок, а значит есть серьезный запрос на выделенные линии.
Замминистра Борис Борисов отметил, что выделенная полоса на одной улице не принесет результатов: «Либо везде, либо нигде». А разом это сделать сложно, поэтому пока вопрос находится в разработке.
В ответ на это заместитель главы администрации города Ставрополя, руководитель комитета городского хозяйства Виталий Кишкинев рассказал, что с пробками мэрия намерена бороться расширением дорог и строительством транспортных развязок и эстакад,
Он напомнил, что с недавних пор в Ставрополе работает Центр организации дорожного движения, который не только удаленно управляет светофорами, чтобы разгрузить пробки, но и ведет аналитику. Напомним, NewsTracker писал большой материал о работе Центра.
При этом про организацию выделенных полос для общественного транспорта говорили и сами перевозчики. Они просили дать им понятный алгоритм действий, чтобы оставить заявку на выделение полосы. Кишкинев направил их в комитет городского хозяйства Ставрополя.
Один автобус вместо 35
Также, согласно опросу, люди оказались недовольны нарушением графика работы, что тоже вполне может «починить» введение выделенных полос.
Ведущий круглого стола, общественник и юрист Сергей Владимиров задал на эту тему острый вопрос собравшимся. Он предоставил сводную таблицу «ожидание — реальность» по количеству общественного транспорта на улицах Ставрополя, которая удивила многих. Количество заявленных и выходящих по факту автобусов порой различалось в несколько раз.
Представители перевозчиков пояснили, что перевозчик «подстраивается под пассажира». И несмотря на то, что в некоторые дни на линии выезжают вместо 235 автобусов (прим. всего по городу) 135, это не вызывает недовольства горожан.
Но самое интересное произошло с маршрутом 38, где по реестру должно было выйти 35 автобусов, — перевозчик отчитался о выходе 12, а проверка показала, что на самом деле выехал всего один.
Перевозчик пояснил, что маршрут слишком задублирован и пока еще он хочет добиться изменения маршрута. Но если это сделать не получится, он выйдет с предложением о закрытии маршрута.
Похожая история и с маршрутом 33 м (прим. по реестру — 20, по отчету — 15, по факту — шесть).
Борисов же отметил, что только за период с декабря 2022 по февраль 2023 было составлено четыре протокола на ставропольских перевозчиков за нарушение расписания.
Отсутствие контроля
Еще один важный момент, который подняли организаторы круглого стола, это фиктивные проверки транспортных средств и состояния здоровья водителей перед выездом на линии маршрутов.
Ранее министерство уже не раз поясняло, что они не могут устраивать проверки деятельности перевозчиков из-за моратория принятого еще во времена пандемии коронавируса, чтобы «не кошмарить бизнес», но так и не отмененного.
На днях общественники поехали в пункт прохождения контроля перед выходом автобусов на линии и выяснили, что медицинский осмотр водителей происходит с «космической» скоростью, а транспортные средства вообще толком не смотрят. Из-за чего, по мнению общественников, на выходе город получает такие истории, когда у автобусов прямо на ходу отваливается колесо.