Posted 24 февраля 2023, 04:41
Published 24 февраля 2023, 04:41
Modified 24 февраля 2023, 04:43
Updated 24 февраля 2023, 04:43
24 февраля 2023 года исполнится ровно год со дня начала специальной военной операции на территории Украины. И вряд ли будет преувеличением сказать, что минувшие 12 месяцев разделили жизнь каждого россиянина на «до» и «после».
«Когда страна в опасности, невозможно было остаться в стороне», - так объясняют свое желание ехать на передовую тысячи добровольцев и мобилизованных граждан. «Когда ребята защищают нас там, невозможно сидеть в теплых квартирах, ничего не делая для помощи бойцам», - вторят им добровольцы.
Вот и ставропольчанка Ольга Крикорова с первых дней рвалась на помощь мужчинам, обивая пороги военкоматов и ЧВК «Вагнер» с просьбой отравить ее на СВО. Но после очередного отказа и заверений, что «женщинам там не место», решила действовать через волонтерские группы. Благо, что создавались такие коллективы повсеместно, объединяя сотни людей, готовых бескорыстно помогать бойцам.
Хвойными веточками, как раньше, не прикроешься
«Начинали с малого: то же термобелье, балаклавы, горки покупали, потом и дорогостоящую технику удавалось собрать. Все сами грузили, отвозили на передовую», - рассказывает Ольга, как отлаживалась не только логистика, но и диалог с самими военнослужащими.
«Все ребята очень скромные. Даже если что-то очень нужно, не каждый попросит», - сетует ставропольчанка, что буквально волею случая узнали о проблемах с маскировочными сетями.
Изначально волонтеры закупали их в различных интернет-магазинах, пока товар не стал стремительно исчезать с прилавков или серьезно дорожать. Пришлось осваивать науку плетения самостоятельно, используя рыболовецкие сети с отдельным размером ячеек и зелено-коричневые лоскутки ткани.
«Как-то сижу, развесила сеть и плету ее на работе, а к нам военный заходит. Смотрит так удивленно, мол, а что это делаете. Рассказала, что сети плетем, у него глаза загорелись. Это же сейчас на вес золота, говорит», - вспоминает Ольга.
Тогда девушки впервые узнали, что сеть сети рознь, и купленные втридорога вещи могут серьезно проигрывать по качеству самодельным. Но помимо стоимости зачастую возникают вопросы к их маскировочных свойствам.
«Это же не 41-й год, когда веточками елки прикроешься - и тебя не видно. Там квадрокоптеры с тепловизорами летают, помогая определить человека в темноте, и наши сети не только визуально маскируют, но и как бы разбивают границы тела», - рассказывает Ольга «о битве технологий» и о том, как после нечаянной встречи заказы активистам полились рекой.
«Очень много плетем. Есть даже заказ на целый корабль, просят передать маскировочные сети и медики. Уже около трех тысяч квадратных метров точно сделали. Но нужно гораздо больше», - сетует Ольга на необходимость свободных рук.
Мол, помощникам всегда рады. Тем более, что освоить науку плетения может и восьмилетний ребенок. От силы инструктаж занимает 15 минут, а потом сиди себе с семьей возле телевизора и плети.
«За день при условии, что ты отвлекаешься на приготовление пищи, домашние дела, выходишь на прогулку, легко можно сплести сеть три на 2 квадратных метра. Здесь не нужно особых материалов, специальной техники, только желание и усидчивость», - рассказывает наша собеседница.
Малыш с запалом радиатора
Усидчивость не ваша сильная сторона? Тогда можно попробовать себя в другом направлении, также освоенном хозяйственными ставропольчанками и крайне востребованном на передовой – изготовлении окопных свечей.
«Когда мы узнали, что блиндажи отапливаются печами-буржуйками, а сухие дрова не везде можно найти, подсмотрели у наших коллег из других регионов технологию по изготовлению блиндажных свечей»,- рассказывает Ольга.
Здесь также в ход идут подручные материалы: жестяные банки из-под горошка и кукурузы и картон. Покупать приходится лишь парафин. Добровольцы уже приобрели целую тонну на ярославской фабрике. Говорят, что не экономили на качестве. Брали без отдушек и специальной марки, чтобы не коптил и не источал ядовитых паров, поскольку безопасность бойцов также важна, как и их обогрев.
«Горит такая свеча от 4 до 8 часов. Удивительно, но они на самом деле мощнее радиаторов будут. С помощью такого «огонька доброты» и палатку можно обогреть, и высушить постиранные вещи, и вскипятить воду на чай», - рассказывает Ольга.
В каждой ложке забота
«Или на борщ»,- добавляет другая наша собеседница Светлана Селина. В Ставрополе Светлана одна из волонтеров, кто курирует «полевую кухню» и заботиться о качественном питании бойцов. С октября 2022 года девушки отправляют на передовую сухие борщи и супы в зону СВО. Причем если первая партия состояла примерно из 200 пакетиков, сейчас отправки идут в промышленных масштабах.
«1500 порций точно делаем. Мешками отправляем», - улыбается волонтер. И рассказывает, что помимо количества увеличился и ассортимент первых блюд.
Теперь это борщи, харчо, суп-лапша, лапша с грибами, гороховый суп. Неизменным осталось лишь качество и принцип «никакой химии, искусственных ароматизаторов и добавок, только натуральные продукты».
«Зачем ребятам эти глутаматы, когда можно вскипятить пол-литра воды, засыпать в котелок содержимое пакетика, а там и петрушка, и чеснок, и хмели-сунели для яркости вкуса? Обязательно добавляем мясо в каждую порцию. Учитывая, что на передовой нас защищают бойцы разных национальностей и вероисповеданий, используем только курицу. Грудки мы перекручиваем на мясорубке, потом обжариваем на сковородке для вкуса и лишь потом закладываем в сушильные агрегаты»,- делится секретами приготовления сытного блюда Светлана.
На вопрос «где волонтеры берут столько овощей» снова звучит: «Мир не без добрых людей».
«Нам и простые люди мясо и овощи приносят, и предприятия помогают, главы администраций в разных округах Ставрополья, продавцы на рынках скидки делают или мешок картошки, капусты могут бесплатно дать. Как-то позвонил предприниматель с предложением, что есть свободное поле со свеклой, сколько соберем – все наше», - вспоминает Светлана об «ударных выходных».
Сначала женщины выкапывали корнеплоды, а потом терли свеклу на борщи и салаты, чтобы ни один овощ не пропал. Ведь сухие блюда - удовольствие не из дешевых. Из одного мешка капусты получается килограмм высушенной. Поэтому в дело идет все. Даже…хрен!
«Как-то предложили забрать его. Повертели с девочками, что можно приготовить. Решили острый соус на томате делать. Под Новый год передали мужчинам, а сами в смятении: надо ли? А потом в нашу группу приходит видео от бойца, где он держит этот соус в руках и спрашивает: «Девочки, кто делал эту вкуснятину, приеду – женюсь». Слезы сами лились рекой», - рассказывает Светлана, у которой от таких весточек вырастают крылья и появляется желание еще больше окутать домашним теплом и заботой тех, кто встал на защиту страны.
«Патриотизм и коммерция не совместимы»
И кому уже посвятила авторскую песню группа «Расстрелянный город». Недавно наши земляки из Буденновска вернулись с международного конкурса, посвященного 80-летию прорыва блокады Ленинграда, где стали лауреатами 3-й степени с данной композицией.
«Песня «Мама, я вернусь» о нашем десантнике, который в прошлом феврале ушел на СВО и погиб во время исполнения воинского долга. Когда я узнал о смерти Саши, строчки сами родились на фоне этих переживаний», - рассказывает руководитель группы Антон Тарасевич.
Недавно ребята сняли клип на эту песню, и главными героями видео стали погибшие бойцы СВО.
«Мы просто хотели увековечить их память, это наш способ сказать им «спасибо», - рассказывает наш собеседник.
К слову, ребята частые гости в различных госпиталях и воинских частях края. Говорят, готовы играть везде, куда позовут. Причем любой концерт происходит на благотворительной основе. Это тоже принципиальная позиция ставропольчан.
«Патриотизм и коммерция не совместимы. Ты либо про деньги, либо делишься своим творчеством бесплатно, получая гораздо больше – огромное единение с народом, который сегодня закован в броню мнимого равнодушия. Но честная музыка с песнями о Родине помогает разрушить ее, помогает через боль снова чувствовать и помнить, для чего мы пришли в этот мир. И для чего из него ушли совсем молодые ребята», - подытоживает Антон.