Posted 21 февраля 2023,, 08:19

Published 21 февраля 2023,, 08:19

Modified 21 февраля 2023,, 08:21

Updated 21 февраля 2023,, 08:21

Миллионы под ногами: сколько на Ставрополье тратят на борьбу с гололедом

Миллионы под ногами: сколько на Ставрополье тратят на борьбу с гололедом

21 февраля 2023, 08:19
Фото: dorogisk.ru / 1MI
Несмотря на протесты экологов, коммунальные и дорожные службы ежегодно расходуют сотни тонн песка и соли. Нередко для борьбы с голодом используют и более экзотические способы. NewsTracker выяснил, как борются со скользкими дорогами на Ставрополье и во сколько это обходится налогоплательщикам.

Время разбрасывать песок

В последние две недели зима на Ставрополье решила взять реванш. В крае не утихали метели, а из-за перепадов температуры на дорогах то и дело было скользко. Из-за сильных снегопадов, нулевой видимости и гололеда на федеральных и региональных трассах не раз ограничивали движение. Но и это не уберегло от роста количества аварий.

Тем временем краевые и муниципальные дорожные службы ежегодно запасаются большим количеством реагентов для борьбы с гололедом. Самый популярный и простой реагент — это смесь соли и песка. Этот состав традиционно применяется на городских улицах и трассах.

Как правило, запасаться песком и солью организации начинают еще осенью, чтобы, когда наступят холода, быть во всеоружии. Так, крупнейшая государственная дорожно-строительная организация края — ГБУ «Стававтодор» — в 2022 году провела три закупки песка для приготовления песчано-соляной смеси. В общей сложности бюджетное учреждение потратило за покупку песка для этих целей 6,1 млн рублей.

При этом на закупку технической соли учреждение потратило куда больше. За весь прошлый год «Стававтодор» закупил соли на 40,6 млн рублей, заключив для этого 22 контракта. Правда, неизвестно, вся ли соль пошла на посыпку дорог или компания использует этот материал для чего-то еще.

Нескользкие типы

Еще одним крупным покупателем реагентов на Ставрополье является администрация Пятигорска. В сентябре и ноябре 2022 года МКУ «Управление по делам территорий города Пятигорска» провело две закупки песчано-соляной смеси и жидкого реагента на общую сумму 21,9 млн рублей. В обоих случаях поставщиком выступило ООО «Стройнефтегаз-проект».

Согласно материалам тендеров, компания поставила муниципальному учреждению более 6,7 тысячи тонн смеси песка и соли и 360 тысяч литров жидкого реагента, содержащего хлористый магний.

Судя по всему, закупленное пошло в дело. Мэр Пятигорска Дмитрий Ворошилов весь февраль активно отчитывается о работе снегоуборочной и посыпочной техники на улицах города.

«Непогоду и штормовое предупреждение встречаем в полной готовности. Вся техника работает на улично-дорожной сети города», — сообщает Ворошилов.

Тем временем в Ставрополе ГКУ «Управление зданиями правительства Ставропольского края» в октябре 2022 года не смогло провести закупку противогололедного реагента. Причиной стало то, что на тендер с максимальной начальной стоимостью 14,7 тысячи рублей просто никто не заявился. Для обработки дворов и дорожек у правительственных зданий нужно было всего ничего — 400 килограммов сухой противогололедной смеси хлористого кальция (CaCl) и обеспыленной минеральной соли (NaCl). Аукцион признали несостоявшимся. Как чиновники обходились без посыпки тротуаров этой зимой — история умалчивает.

Обнаружить закупки других ведомств и администраций на Ставрополье оказалось затруднительно. Зачастую такие тендеры проводятся через специализированные организации по содержанию города.

Противогололедные инновации

Для борьбы с гололедом на Ставрополье, как и других регионах, не всегда используют традиционную смесь из песка и соли. Как сообщал NewsTracker, реагенты активно используют для обработки улиц в Санкт-Петербурге. По данным «Новых известий», в 2022 году в Северной столице закупили 55 тысяч тонн реагентов помимо песка и соли. Но петербургские коммунальщики сталкиваются с активным противодействием горожан. Многие жители выступают против использования вообще любых химикатов, включая песок и соль. По их мнению, улицы нужно чистить по-старинке, соскребая снег и лед лопатами и техникой.

Власти Кисловодска в этом году сообщили, что в городе полностью отказались от использования песчано-соляной смеси для обработки дорог. Вместо нее в городе-курорте придумали поливать улицы рассолом.

По словам мэра Кисловодска Евгения Моисеева, использование соляного раствора вместо традиционной смеси позволит уменьшить объем активного вещества и повысить эффективность обработки дорог, утверждают в администрации.

«Перед снегопадом или понижением температуры предварительно поливаем дороги соляным раствором, который представляет собой очень простую смесь из 23% пищевой соли и 77% воды. Это дает нам то, что падающий лед или снег не прилипают к дороге, становится легче очищать дороги ото льда и снега и, что главное, предотвращает накопление льда и снега. Остатки льда и снега счищаем на обочину отвалом и щеткой», — сообщил Моисеев.

При новом методе количество соли, необходимой для обработки дорог, сокращается в три раза. А это, соответственно, снижает нагрузку на окружающую среду и меньше портит обувь пешеходов, утверждают в мэрии курорта. Так это или нет — судить горожанам. Во сколько обходится бюджету новая технология борьбы с гололедом — власти не раскрывают.

"