В начале месяца издание NewsTracker уже рассказывало о ситуации, в которой оказались дети-сироты в Кировском округе. Два трехэтажных дома, каждый на 18 квартир, были заселены в Новопавловке в 2018 году. Обездоленные ребята с энтузиазмом въезжали в однушки, оказавшиеся даже больше положенных 33 квадратов. Однако на этом приятные бонусы закончились.
Зато как из рога изобилия посыпались неприятные сюрпризы в виде отсутствия централизованного отопления, наличия плесени и холода в квартирах, а также астрономических счетов за электричество, поскольку дома отапливались конвекторами. Не потянув платежки от восьми до 15 тысяч рублей при средней зарплате в 20 тысяч, сироты стали массово освобождать квартиры.
«Этот дом просто вгоняет нас в долги», — в унисон объясняют ребята, почему спустя пять лет из 36 человек в нем осталось всего шесть семей. Да и те не собираются воспользоваться своим правом на приватизацию жилья.
Получается, что 37 млн рублей, в которые государству обошлось строительство многоэтажек, были выброшены на ветер? В этом и пытались разобраться чиновники, прокуратура и общественники на прошедшем недавно круглом столе. Равно как и понять, что делать со ставшим никому не нужным домом на отшибе Новопавловска. К слову, далеко не первым на Ставрополье.
Ведь, как прозвучало на кругом столе, новопавловская многоэтажка грозит повторить судьбу своего собрата в станице Лысогорской, где также пустуют квартиры, изначально построенные для сирот. Впоследствии дом был признан непригодным для проживания, ребят расселили, а квартиры передали на баланс МинЖКХ в качестве наглядного пособия, как строить не стоит. Но, видимо, науку поняли не все.
Помимо плесени на стенах, в ненадлежащем состоянии в квартирах находятся линолеум и двери, в некоторых помещениях лопнул натяжной потолок или висит как сталактит, в подвалах собирается конденсат. Из-за того, что водоотведение производится в выгребную яму, во многих квартирах стоит смрад, — еще раз описывают увиденное уже в Кировском округе активисты.
Обычно избегающие острых оценок, тут представители Народного фронта не скупились на комментарии, прямо говоря, что жить в многоэтажках молодым людям невозможно — уныло, холодно и очень дорого.
Мы с вами взрослые люди и никогда не купим себе квартиру, где коммуналка обходится в 12 тысяч. Так почему неприспособленным к жизни детям решили построить такой дом? — недоумевают активисты.
Эксперты Народного фронта настаивают на том, что заказчик работ мог заранее просчитать, во сколько сиротам обойдется содержание квартир.
В экспертизе проекта четко указано, что отапливаться корпусы будут электрическими обогревателями мощностью 1 квт. Дальше же чистая арифметика — умножаешь 1 КВт на 24 часа, на 30 дней, на три прибора в квартире и на тариф — и просто улетаешь в небо.
То же происходит с канализацией, когда в проекте изначально указано отсутствие наружных сетей. Вместо них предусмотрена выгребная яма. Насколько вообще логичен такой подход для МКД, когда теперь на плечи детей ляжет оплата услуг по ее выкачиванию несколько раз в месяц? — задается вопросами эксперт Вадим Доронда.
Между тем, за сиротами уже числятся серьезные задолженности не только за электричество, но и управляющим компаниям. Те наотрез отказываются заходить в «проблемный дом», жильцы которого игнорируют оплату на содержание общего имущества. Общий долг в корпусах превысил 600 тысяч рублей, и чуть ли не на каждой пятой квартире пестрит листовка «Должник». Вот только звучные ярлыки на строптивых «арендаторов» не действуют.
Мы не будем платить за дом, в котором не живем и который нам не нужен, — стоят на своем сироты.
Круг замкнулся? И, как уверяет другой представитель Народного фронта Алексей Гридин, сделали это не дети, а взрослые. Поскольку мина замедленного действия была заложена как раз на начальном этапе строительства, когда все закрыли глаза на отсутствие в многоэтажках газа, равно как и на ряд иных любопытных нюансов.
Изучая документы, мы заметили ряд интересных совпадений. За полгода до размещения аукциона на долевое строительство дома для сирот ООО СК„Альтона» получает положительное заключение экспертизы на строительство МКД в Новопавловске. Причем параметры строительного объекта как под копирку писаны с параметров, которые потом будут указаны Минимуществом в задании к аукциону. Совпало все: этажность, количество и площадь квартир, корпусов, месторасположение дома, — не верят в провидение общественники.
Тем более, что как отмечают в Народном фронте, последующие этапы строительства многоэтажки также сопровождались непонятными уступками со стороны проверяющих структур строителю. Например, когда побелка потолков вдруг сменилась натяжными потолками, раза в два стоящими дешевле оговоренных работ.
Не был конкретизирован и вид тепловых приборов, не оговорено, за счет чего будет достигаться заявленная энергоэффективность класса «А» в доме, подразумевающая двойные стеклопакеты, теплоизоляцию стен, заделку швов герметиком и теплоизоляционными прокладками, — рассказывают общественники.
И акцентируют внимание на том, что именно огромный комплекс дополнительных работ превращает дом в «колбу, где спичку зажег и греешься при минимальной плате за электричество». Однако в Новопавловске явно что-то пошло не так.
На что указал и представитель контрольно-счетной палаты Ставропольского края Курбандурды Оджаев.
Осенью 2022 года ООО „ Энергосистема“ проводила исследование энергоэффективности дома и заключила, что заявленный застройщиком высокий класс энергоэффективности „А“ не соответствует тому, что есть на самом деле. В реальности речь идет о крайне низком классе „Е“ (ред. характерном для ветхих и подлежащих сносу домов). Мы тоже пришли к выводу, что высокие платежи в доме и холод обусловлены именно расхождениями в энергоэффективности. Все результаты исследования были отправлены в краевую и региональную прокуратуру, — рассказал аудитор.
Тогда как в Министерстве имущественных отношений Ставропольского края своя правда. Там уверяют, что проблема с энергоэффективностью сиротского дома Новопавловске им известна не понаслышке. Более того, о ней чиновники сами заговорили еще в 2019 году.
На момент сдачи дома у нас не было веских оснований для расторжения контракта. Все квартиры соответствовали техническому заданию, у дома было положительное заключение. Хотя ряд замечаний и вопросов к нему был еще при приемке. В том числе, и по энергоэффективности. Когда пошли жалобы сирот, мы обращались в следственные органы с заявлением о проведении проверки соответствия дома заявленным в контракте требованиям. Проверка была проведена, но в возбуждении уголовного дела было отказано, — пояснила замминистра имущественных отношений Евгения Мосина.
Представитель ведомства добавляет, что все минувшие пять лет они также мониторят ситуацию и не оставляют сирот один на один с проблемами, оперативно устраняя жалобы. Более того, сейчас Имущественный фонд СК вместе с детьми вышел в суд, где идет разбирательство с подрядчиком по поводу выявленных дефектов. А в самом министерстве ищут альтернативные пути решения проблемы. Например, рассматривается вопрос газификации дома или создания системы центрального отопления.
Раньше этого не сделали, поскольку есть переписка с администрацией Кировского округа и газовой службой о том, что до 2020 года отсутствовала необходимая пропускная способность. С процессом догазификации регионов возможность появилась, и с прошлого года мы активно занимаемся этим процессом. Уже летом мы выйдем с предложением о заложении в краевой бюджет средств на проектирование газа в этих домах, — рассказала чиновница.
Однако такой выход не устраивает ни сирот, ни общественников. Ведь по самым оптимистичным прогнозам бумажная волокита займет два года. И это при условии, что инициатива будет одобрена и деньги в краевом бюджете найдутся. Если же нет?
Будем искать иные методы, — пространно отметила Мосина.
Она не исключает вариант, что дефекты в доме будут исправлены за счет краевого бюджета, чтобы потом взыскать средства с застройщика.
Тем более, что, как отметил представитель следственного комитета СК Максим Ефименко, в отношении последнего уже проводится проверка.
В Кировском отделе краевого Следкома проводится проверка о возможном совершении преступления по выполнению работ, не отвечающих требованиям безопасности и несущих угрозу жизни и здоровью детей-сирот. Нами назначен ряд экспертиз.
В рамках биологического исследования уже установлены виды бактерий, из-за которых образовывается плесень. По заключению экспертов, сама плесень угрозы жизни не несет. Однако сейчас ожидаем проведение и заключение строительной экспертизы о том, были ли допущены застройщиком нарушения при возведении этого строения. По итогам исследования будет принято дальнейшее решение, — рассказал Ефименко.
В общем, история снова затянулась. И пока с уверенностью можно сказать только одно: следующую зиму сироты по-прежнему проведут в ужасающих условиях. Если не разбегутся окончательно.
Позицию же самого застройщика можно почитать по ссылке.