На этой неделе в Ставрополе «Коммерсантъ Юг России» провел большую конференцию, посвященную проблемам и вызовам ритейлеров. Ритейл — это по сути розничная торговля, точки реализации товаров конечным потребителям. В основном на конференции речь шла о работе крупных российских торговых сетей: «Магнит», «Пятерочка», «Перекресток» «Лента» и других.
В 2022 году экономику России в целом «трясло», поэтому крупные ритейлеры не могли не столкнуться с большим числом непредвиденных обстоятельств.
Потеря SWIFT и водителей
На конференции выступали представители регионов юга России и самих ритейлеров, которые говорили о потребительском рынке в условиях неопределенности и обеспечении товарной безопасности региона.
Но одно из самых ключевых выступлений было посвящено трансформации спроса, покупательских трендов в СКФО и российской экономике в свете СВО и западных санкций.
Генеральный директор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров отметил, что несмотря на возврат курсов доллара США и евро к периоду до начала специальной военной операции, в стране все еще остаются проблемы с импортом и экспортом.
«Есть основания полагать, что количество российских банков, отключенных от системы международных переводов SWIFT, вырастет, также сильно влияют и вторичные санкции, и усложнение логистики, и предполагаемые волнения курса рубля», — рассказал спикер.
Несмотря на то, что инфляция существенно замедлилась к сегодняшнему дню, ослабление рубля вызывает рост цен на некоторые группы товаров.
По его словам, достаточно сильно давление на логистику оказывает частичная мобилизация — большое количество водителей и других сотрудников тех или иных логистических структур были призваны, и сейчас решать эту проблему предстоит российским ритейлерам.
Но главный фактор, по его мнению, который будет влиять на цены, — это рост процентной ставки. Уже сейчас прогнозируется увеличение на 11% годовых в рублях.
Год закончился снижением на 1,5% оборота продовольственных товаров. Ситуация на юге России была лучше. Эти регионы стали «бенефициарами с точки зрения культуры потребления», указал спикер.
«Но надо понимать, что в 2023 году ситуация будет значительно сложнее. К сожалению, мы видим эскалацию боевых действий», — отметил гендиректор «INFOLine-Аналитика».
Потеря платежеспособного населения
Еще один важнейший фактор, который в своем выступлении выделил Бурмистров, — это динамика численности населения.
«За последние 30 лет, с точки зрения численности населения, Россия, даже с учетом появления в составе новых субъектов, в лучшем случае вышла в ноль. О росте численности населения речи не идет. Кроме того, отток из России обеспеченного населения нарушил баланс», — пояснил Бурмистров.
По его данным, до 40% всех долларовых миллионеров покинуло Россию, не говоря уже о среднем классе. Это сильно повлияло на спрос на премиум товары.
Зато на полках магазинов все больше появляется местных торговых марок и виден рост потребительского патриотизма во всех сегментах, особенно среди продовольственных товаров.
Он отметил, что все меньше появляется гипермаркетов крупных ритейлеров и все больше — дискаунтеров. То есть тех магазинов, где снижена накрутка за бренд.
«Раньше у нас была более популярная модель, когда регулярная цена была высокой, а во время акций она падала, сейчас у потребителей запрос на низкие цены каждый день», — добавил спикер.
Потеря уверенности в завтрашнем дне
Да и в целом, он отметил, что потребители не столько пострадали от снижения реальных доходов, сколько потеряли уверенность в завтрашнем дне. То есть у них есть средства на банковских счетах, но они не спешат их тратить.
Ритейлеры видят снижение интереса потребителей практически ко всем товарам, кроме продовольствия и лекарств, правда только в моменты ухудшения эпидемиологической обстановки.
«При этом, если смотреть по косвенным признакам, финансовое состояние россиян ухудшилось, выросло количество невыездных должников, снизилось число одобренных кредитов, вырос средний срок ипотеки до 24 лет», — отметил генеральный директор «INFOLine-Аналитика».
Особенность экономического кризиса 2022 года и экономической реальности 2023 года заключается в том, что пострадал в основном средний класс и «выше». Большое количество тех же айтишников получают зарплату в России, но работают из-за рубежа и не тратят деньги здесь. При этом за счет выплат растут доходы военнослужащих и мобилизованных, что приведет к некоему выравниванию.
ТОП вызовов
В свете всего вышеописанного, Бурмистров вывел основной ТОП проблем, с которыми придется напрямую столкнуться крупным ритейлерам и косвенно всем жителям Ставрополья:
«И именно последний фактор в наибольшей степени будет влиять на ситуацию в 2023 году», — подытожил спикер.
Локальные производители
Заместитель министра экономического развития Ставропольского края Галина Моисеева рассказала, что в регионе с учетом всех сложностей делают упор на развитие локальных производителей, которые предполагают низкое логистическое плечо, соблюдение всех традиций и ГОСТов, а также высокое качество.
Она заявила, что в зависимости от ритейлера ставропольских продуктов на полках супермаркетов можно встретить от 40 до 90%.
«Торговля — это сфера, на которой отражается состояние экономики в стране и мире, и облик торговли изменился сейчас. Пришло осознанное употребление, оптимизация бюджета, смещение приоритета в сторону недорогих и самых необходимых товаров», — рассказала Моисеева.
Она также отметила, что на Ставрополье фиксируется сильный перекос в сторону онлайн-покупок и увеличение спроса на здоровое и функциональное питание, а также экспорт сместился на восток.