Posted 26 января 2023,, 09:48

Published 26 января 2023,, 09:48

Modified 26 января 2023,, 09:50

Updated 26 января 2023,, 09:50

В феврале или никогда: есть ли будущее у терренкура в Таманском лесу Ставрополя?

26 января 2023, 09:48
Откуда появилась идея создания терренкура в Ставрополе, с какими сложностями придется иметь дело при прокладке дорожек и почему все это может превратиться в хождение по кругу, корреспондент NewsTracker побывал на первом заседании комиссии по вопросу ставропольского терренкура.

Недавно в интернете были опубликованы эскизы терренкура, который планируется построить в Таманском лесу. Согласно проекту, в ближайшее время там должны появиться тропинки, благоустроенные площадки, доступная среда и соединение центральной и северо-западной части города между собой и с Комсомольским прудом через лес.

Однако эта новость вызвала большой резонанс и вопросы со стороны органов власти и контрольно-надзорных органов. В причинах споров и с будущим проекта решили разобраться, создав комиссию. Инициаторами встречи выступила Общественная палата Ставропольского края. 

В чем соль?

Представитель Общественной палаты по экологии, природопользованию, курортам, туризму, здравоохранению, спорту и здоровому образу жизни Сергей Владимиров, рассказал, что проект зародился еще два года назад, когда общественники, и он в том числе, обошли весь лес и изучили сложнопроходимые места. Активисты хотели сделать лес доступным для всех жителей города.

Представитель общественного движения «Ставрополь — город для жизни» Лада Дубинина была одна одним из инициаторов работы над проектом. 

Когда начались работы по благоустройству Комсомольского пруда, стало понятно, что эту зону надо разгружать, потому что все хотели туда попасть на машине: на общественном транспорте туда не доедешь. Начали думать над благоустройством дорожек в лесу, чтобы у людей была возможность дойти туда пешком с северо-запада, с улицы Ленина, из центра, — рассказала Дубинина.

Она вспоминает, что глава города Иван Ульянченко тогда обратился к общественникам, чтобы они помогли ему сделать задуманное  «хорошо». То есть максимально сохранить природу при благоустройстве. 

Тогда общественники собрали информацию по перемещениям через лес и передали ее в мэрию вместе с примерами подобных терренкуров в других городах. 

Но это защитный лес (прим. защищает территорию от оползней) и находится в ведомстве лесничества, у которого нет полномочий и ресурсов на такие работы. Мы выработали порядок действий, согласно которому нужно было сначала сделать топосъемку всех маршрутов, и только потом можно будет приступать к проектированию, — пояснила общественница.

Из всех вариантов, по мнению общественницы, Ставрополю подходят только свайные настилы — они являются наиболее щадящим способом создать в таком лесу дороги. 

Она обратила внимание, что губернатор услышал запрос и выделил деньги на топосъемку, которую должны были завершить летом 2022 года, но сдали в ноябре. 

 

Замкнутый круг

Первый заместитель главы города Ставрополя Дмитрий Семенов, рассказал, что эскизы как раз опубликовали после получения результатов топосъемки. Правда, после их обнародования посыпались вопросы, как именно планируется осуществить идею, ведь работы в охранном лесу сильно ограничены. Там нельзя укладывать асфальт, а рельеф и деревья не позволяют загонять тяжелую технику. 

Еще в декабре при планировании бюджета мы предполагали, что по итогам января-февраля должны  внести поправки и принять решение по проектированию. Но сначала нужно было собраться и обсудить, из каких материалов и по какому эскизу будем работать, — пояснил первый замглавы города.

Дело в том, что топосъемка помогла установить точный объем работ — это 18 километров лесных дорожек. Даже по самым скромным подсчетам нужна существенная сумма на реализацию проекта, поэтому мэрия планирует собрать сметы по нескольким вариантам.

 

Три студенческих эскиза

Сейчас все упирается в отсутствие проекта. А его сделать не могут, потому как нет четкого технического задания, в котором указаны материалы и детали. Чтобы сделать техническое задание, нужно иметь представление об итоговом результате. Получается замкнутый круг. 

Несмотря на это, мэрия планирует подавать проект на получение федеральных средств. В дело вошел Комитет экономического развития. 

Замглавы Дмитрий Семенов рассказал, что в распоряжении мэрии есть три эскиза, выполненные студентами СКФУ. 

Однако на встрече выяснилось, что эти эскизы — результат внутреннего студенческого конкурса, который не имел отношения к реальности и в мэрию был представлен, скорее, как пример того, что делать не надо. 

Как отметил замглавы города, в администрации продумывают варианты того, как можно все-таки собрать разные коммерческие предложения, чтобы потом с общественниками выбрать наиболее оптимальное.

Мы объявим конкурс, чтобы проектировщики нам присылали видения реализации идеи терренкура. Обсудим полученные концепции со всеми ведомствами и решим, возможна ли их реализация. Может, внесем корректировки, чтобы уже разрабатывать техническое задание, — рассказал Семенов.

Предположительно, конкурс концепций откроют уже в январе.

Лада Дубинина добавила, что положение для конкурса концепций должны разрабатывать общественники, экологи, лесники, юристы, архитекторы-проектировщики, чтобы не упустить ничего важного. 

Ничего менять нельзя

Однако не все за круглым столом оказались довольны идеей реконструкции лесных тропинок. Так, например, председатель Общественной палаты Георгий Нефетиди предложил вначале обратить внимание на состояние самого леса, очистить его от мусора, очистить русла рек. 

Он напомнил и о том, что это оползневая зона, на которую нельзя увеличивать нагрузку. С ним оказались солидарны и другие участники встречи. Они не увидели проблем с пешим потоком, так как в лесу полно протоптанных тропинок. 

И многие снова упускали из виду, что некоторые участки сложно пройти маломобильным группам населения — инвалидам, родителям с детьми и колясками. А ведь и они могут хотеть прогуляться к Комсомольскому озеру через лес. Тем более, что на парковке у пруда практически всегда нет свободных мест, а общественный транспорт туда не ходит. 

Кроме того, даже после небольшого дождя пройти через лес сложно из-за грязи, а в некоторых местах — просто невозможно.

Чем закончится история со терренкуром Ставрополя, пока неизвестно, но на встрече начали выстраивать диалог между всеми заинтересованными лицами и структурами, а также формировать комиссию по работе над проектом.

"