Posted 26 января 06:19

Published 26 января 06:19

Modified 26 января 06:21

Updated 26 января 06:21

Сервис нулевой: как живется владельцам электрокаров на Северном Кавказе

26 января 2023, 06:19
Фото: flickr.com/CC BY SA/joostmarkerink
Электромобили постепенно появляются на российских дорогах и, по крайней мере, в крупных городах их можно встретить все чаще и чаще. Однако в регионах электрокаров не так много, а те, что есть, как оказывается, не так просто содержать. NewsTracker пообщался с владельцами таких авто.

На прошлой неделе в правительстве Ставрополья заявили, что в 2023–2024 году в крае планируется запустить сеть заправок для электроавтомобилей. В регионе должны появиться 32 станции для подзарядки легковых и коммерческих машин. Весь проект обойдется примерно в 200 млн рублей. 

Корреспондент NewsTracker решил узнать, с какими проблемами на Северном Кавказе сталкиваются владельцы электрокаров и что они думают об этом проекте.


Отсутствие сервиса

Чтобы лучше понять, насколько сложно или легко владеть электроавтомобилем, достаточно спросить у владельцев такого транспорта, где они ремонтируют свои авто. Большинство ответят, что это какие-то частные мастерские, где работают местные «кулибины». И если в крупных городах, как Москва, Санкт-Петербург или хотя бы Краснодар, есть более-менее серьезные сервисы, то в регионах он может быть один на край или республику. Например, в Ставрополе удалось найти всего два таких СТО, а в республиках СКФО их нет вовсе. Хоть и есть мастера, которые могут выполнять какие-то отдельные работы, специализированных мастерских очень мало. 

Обусловлено это в первую очередь невысокой популярностью электрокаров среди автолюбителей в СКФО и дороговизной обслуживания. До введения экономических санкций и начала СВО, по словам владельцев таких авто, было хоть и нелегко, но все же возможно достать запчасти. Сейчас же их стало гораздо меньше, а цены выросли в несколько раз. Вот что рассказал Аслан, владелец одной из первых Tesla, появившихся в Чечне.

Фото: Jakob Härter/CC BY SA/flickr.com
Купить ее не составило большого труда. Первое время я катался без проблем и не думал там о сервисе или еще чем-то, просто получал удовольствие. Но где-то через полгода у меня вылезла ошибка, и тут я попал, — оказывается, что в радиусе 400 километров никто не занимается Tesla и, чтобы элементарно сбросить ошибку, мне пришлось ехать в Краснодар. Это был первый момент, когда я задумался о том, что не все так просто и легко будет, — поделился молодой человек.

О подобных проблемах сообщают владельцы многих электрических авто, не только таких редких для северокавказского региона, как Tesla. Есть куда более простые и дешевые «электрички», например Toyota или Nissan, которых в последнее время больше на дорогах СКФО. Но и здесь те же проблемы — отсутствие мастеров. 

Чтобы хоть как-то справляться с поломками и помогать друг другу, владельцы электрокаров создают специализированные клубы, где делятся полезными ссылками, лайфхаками и обсуждают общие проблемы. Один из таких автоклубов корреспондент NewsTracker нашел совершенно случайно. В нем состоят чуть более 300 человек, преимущественно из регионов Северного Кавказа. Один из его членов представился Мурадом и рассказал, что владеет электромобилем уже больше пяти лет. И пока его все устраивает, за исключением некоторых вещей.

Скажем так, электрокары — машины не для лихачей. Да, ты можешь кого-то на светофоре порвать и сделать это легко, но ездить так постоянно не получится. Со временем вырабатывается привычка не тратить заряд батареи на такие гонки. Поэтому мы все ездим как дедули. Зато почти бесплатно. Наверное, одна из самых больших проблем — запчасти. И если ребята, у кого там Nissan Leaf, еще могут за небольшие деньги найти запчасти, то я со своим Porsche Taycan иногда мучаюсь, не так часто, но все же. Вот недавно были проблемы с рекуперацией и мне такой ценник озвучили, что можно было купить бэушную иномарку десятилетней давности, — рассказал Мурад.
Фото: Oregon Department of Transportation/CC BY SA/flickr.com

По словам молодого человека, это не единственная проблема, с которой сталкиваются владельцы электрокаров. Он говорит, что из-за отсутствия заправок в целом по России и на Северном Кавказе в частности, ездить на дальние расстояния очень сложно. 

«Нужно больше заправок»

Как рассказали собеседники, заправки — больной вопрос, так как их практически нет, а те, что можно найти, зачастую берут большие проценты за услуги или доступны не всем. Поэтому для тех, кто все же планирует дальние поездки на электрических автомобилях, важно выстроить маршрут, ориентируясь на заправки. Для этого есть несколько приложений, которые позволяют найти «розетки», и они действительно отмечены на карте и даже работают. Но есть один нюанс. 

Есть несколько приложений, которыми я пользуюсь, когда выезжаю за пределы республики. В них отмечены точки, причем разными цветами, что показывает, какие это заправки — частные, общего пользования, работают или закрыты. И вот ты едешь, видишь на карте заправку, подъезжаешь, а это частный дом. И никто тебя не пустит заправиться, естественно.
Обычно там пишется, что заправка расположена в доме и не является публичной, но иногда таких комментариев нет. Я так однажды приехал к одному мужику во двор. А есть еще другая категория — заправки при гостиницах. Но и там ты не можешь заправиться, они для клиентов. А если и пустят, то ценник будет ого-го, — рассказал Аслан.
Фото: Mos.ru

Поэтому он считает, что заправочные комплексы нужно активно строить и инициатива Ставрополья здесь очень кстати.

Нужно, чтобы такие же масштабные проекты были реализованы по всему Кавказу. Многие даже не догадываются, сколько электроавто, потому что их почти не видно на трассе, запас хода небольшой и далеко не уедешь. Вот у меня друг живет в США, и недавно он ездил от одного побережья к другому. Так вот там через каждые 200 километров заправка, и все они внесены в специальную программу. Машина сама их видит и маршрут строит. И самое главное, что все заправки — это не просто розетка 220 Вольт и удлинитель висит из окна, а специализированное оборудование. Вот к чему нужно стремиться, — рассказал Аслан. 

Так, на Ставрополье в приложении для электромобилей обозначены лишь семь заправок, где установлено специальное оборудование и заправить машину можно до полной батареи чуть меньше чем за час. Остальные же точки, отмеченные на карте, — домашние зарядки. 

Если же говорить о СКФО в целом, то здесь таких  зарядных станций чуть более 25. В одной из них, которая расположена в отеле недалеко от Пятигорска, пояснили, что воспользоваться ей могут лишь клиенты, остальным же доступ запрещен.

Понятное дело, что я могу и через обычную домашнюю розетку зарядить машину, что многие и делают. Но у меня большой емкости батарея и заряжать ее так вообще не вариант — очень медленно. И таких, как я, достаточно. Ну сделайте вы хоть в столицах республик по две-три таких зарядных станций, и все. Они же там не требуют таких сложных решений, как обычные, — вывел провод, грубо говоря, и все. Но нас не слышат. Очень хочется надеяться, что заправки в Ставропольском крае станут толчком и у нас власти тоже сделают такие. А пока будем мучиться, — жалуется Мурад.


Заправки нужны

Экоактивисты и урбанисты в разных регионах неоднократно подчеркивали, что развитие инфраструктуры для электрокаров в дальнейшем окажет только положительное влияние на экологию и поможет популяризировать электрические автомобили. То, что Ставрополье станет первым регионом на Северном Кавказе, где будет реализован такой большой проект, как утверждают в правительстве края, «станет импульсом в развитии частного электротранспорта».

В конце прошлого года наш край вошел в число пилотных субъектов России, которые будут субсидировать строительство быстрых зарядных станций для электромобилей. Сейчас наш Минпром работает над вопросами размещения станций. Главная задача — расположить их так, чтобы обеспечить возможность полноценного перемещения электромобилей по всей территории Ставропольского края, — так обозначил цели в этом направлении первый заместитель председателя Правительства Ставропольского края Андрей Хлопянов.
Фото: Lesless/CC BY SA/wikimedia.org

За комментарием относительного того, насколько целесообразно и необходимо в данный момент строительство зарядных станций на Ставрополье, мы обратились к Андрею Чернякову, урбанисту и члену комиссии по развитию общественного транспорта Ставрополя при краевом министерстве дорожного хозяйства. Вот что он рассказал.

Считаю правильным тренд на развитие электротранспорта, это в том числе является и мировой тенденцией. Без создания необходимой инфраструктуры, в том числе зарядных станций, невозможно популяризировать и развивать электрические автомобили. Да, сейчас их количество незначительное, в России их общее число оценивается менее чем в 0,5% от всего автопарка. Но не стоит забывать, что нам хочется иметь хорошее здоровье, а без экологии никуда, поэтому тренд на развитие инфраструктуры для электромобилей хороший, — пояснил Черняков.

Однако пока непонятно, смогут ли все-таки реализовать проект власти Ставрополья, учитывая, что на данный момент в России нет своих технологий и оборудования, которые позволяют возводить такие комплексы. Все необходимое привозится из-за границы, а в силу того, что большинство стран Европы и США ввели запрет на ввоз каких-либо высокотехнологичных элементов, строительство зарядных станций в итоге может оказаться под большим вопросом.