Posted 26 января 2023, 13:37
Published 26 января 2023, 13:37
Modified 26 января 2023, 13:39
Updated 26 января 2023, 13:39
С января на Ставрополье, как и по всей стране, подрос в цене алкоголь. Теперь розничная стоимость бутылки водки начинается от 281 рубля, а коньяка от 517 рублей. То есть повышение несущественное, оно составило 20 и 37 рублей соответственно, что нисколько не побудит ставропольцев бросить пить и, уж тем более, стать клиентами нелегального рынка, уверен директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз.
Все удорожание произошло в рамках разумного и согласуется с теми деньгами, которыми располагают употребляющие. Серьезно подорожала лишь премиальная импортная продукция. Но для среднего класса по большому счету разницы нет, стоила бутылка крепкого алкоголя 3 тысячи рублей или теперь она же обойдется в 5 тысяч рублей. Они не сократят потребление и не перейдут из-за этого на пиво по 50 рублей. Тогда как у людей с более низкими доходами повышение цен в пределах 5-7% тоже вполне вписывается в бюджет. Ведь цены выросли на все. Только продуктовая инфляция в прошлом году составила 12%, тогда как в алкогольном секторе повышение гораздо ниже. Поэтому никакого роста потребления суррогатной продукции по причине подорожания стоимости не будет, — уверен эксперт.
Не ждут трезвого взгляда на жизнь и в Краевом клиническом наркологическом диспансере.
У нас уровень потребления алкоголя с 2019 года растет, и я не думаю, что повышение стоимости алкоголя как-то положительно повлияет на ситуацию, — рассказывает главный внештатный специалист психиатр — нарколог по СКФО Наталья Быкова.
На вопрос же, какие напитки чаще всего употребляют ставропольцы, доктор затруднилась с ответом.
Наши пациенты пьют все: заканчивается один напиток, переходят на другой. Алкоголизм — это болезнь. Если у человека есть тяга к выпивке, он не смотрит на качество продукции. Тем более, что наш край сельскохозяйственный, многие могут и самостоятельно произвести для себя напиток, — отмечает эксперт.
Не берутся прогнозировать, как скажется повышение роста акцизов на количестве продаж в ОАО «Агрофирма «Жемчужина Ставрополья», занимающимся производством высококачественных коньяков.
Мы всегда готовимся к худшему, но с надеждой на лучшее. Паники на предприятии точно нет, и думаю, что в нашем секторе обойдется без глобальных потрясений. «Паленки» больше не станет хотя бы потому, что государство сейчас серьезно ужесточило контроль в промышленной отрасли. С количеством тоже проблем нет. Пройдитесь по любому магазину с алкогольной продукцией, там цены под любой бюджет. И это не стоит того, чтобы гнать водку на месте, причем не понятно из чего, — делится своим мнением представитель отдела маркетинга Дмитрий.
Наш собеседник уверен, что люди пьют не от того, что алкоголь стоит дороже или дешевле, а от культуры.
Какая будет социальная политика в государстве, такой будет и процент соотношения алкоголя. Будет культура — снизится потребление, нет — человек всегда найдет, где и что выпить. Цена и желание мало связаны между собой, — считает Дмитрий.
Чья позиция находит отклик и у руководителя общественной организации утверждения и сохранения трезвости «Трезвый Ставрополь» Елены Богословской.
Любая трата на алкоголь бессмысленна. Ничего хорошего человек от выпивки не получает, независимо от того, дешево или втридорога стоит продукция. Употребляющих людей повышение в любом случае не остановит, они скорее сократят бюджет на другие траты, но алкогольный бизнес не потеряет постоянных клиентов. Кому может пойти на пользу данная мера, так это молодежи, чьих карманных средств может не хватить на алкоголь, и они пройдут мимо витрин с подросшими ценами. Но это очень сомнительное и минимальное ограничение доступности, которое в глобальном масштабе проблему трезвости не решит, — рассказывает Елена Васильевна.
И предлагает другой путь, который общественники уже представили в конце 2021 года в Госдуме РФ в качестве проекта по повышению трезвости:
В нем мы не говорим о повышении или снижении цен. Наша идея заключается в том, чтобы вообще вынести продажу алкогольной продукции в специализированные магазины за пределы поселений. Для людей, которым целенаправленно требуется алкоголь, съездить за город проблемы не составит. А вот для подрастающего поколения — это эффективная защита от пагубных пристрастий, как и разрушение стереотипа, что если спиртосодержащая продукция отпускается в продуктовых магазинах, то это такая же пища.
Причем, по словам Богословской, неоднократные опросы ставропольцев показали, что они тоже не против перевода алкомаркетов и винотек за черту города.
Люди хотят жить трезво, но сам по себе рост цен на алкогольном рынке ничего не изменит в их поведении и привычках, — подчеркивает общественница.