Сколько миллионов на светофоры?
Третий год в Ставрополе идет внедрение интеллектуальной транспортной системы (прим. ИТС), которую в народе называют «умными светофорами». Однако горожане продолжают активно жаловаться на неудобные перекрестки, слишком долгое ожидание зеленого света и короткий «разрешающий» сигнал
Подобные жалобы регулярно появляются в социальных сетях и приходят в адрес СМИ. «Умные светофоры купили, а ума их настроить не хватило», — так звучит один из самых частых комментариев жителей.
И действительно по наблюдениям, несмотря на внедрение ИТС, за последние годы пробок в городе меньше не стало и даже наоборот, заторы стали появляться в тех местах, где их раньше не было, и не только в часы пик.
Чтобы получить ответы на все вопросы, NewsTracker посетил ставропольский Центр организации дорожного движения. Как рассказал руководитель отдела по организации обеспечения безопасности дорожного движения комитета городского хозяйства города Ставрополя Никита Сергеев, именно сюда стекается вся информация с уличной сети — со светофоров, с камер наблюдения, с детекторов транспорта.
«Но пока система работает не в полную силу. В 2020 году был согласован проект, в 2021 году организовали Центр, закупили оборудование и сделали улицу Доваторцев, в 2022 году продолжили работу — сделали проспект Кулакова, часть Юго-западного района. Сейчас еще не завершен третий этап, но мы продолжаем модернизировать светофорные объекты», — рассказал Сергеев.
На экраны в Центре выводится видео со всех «сложных» перекрестков для управления работой светофоров, чтобы увеличивать пропускную способность.
По словам собеседника агентства, только на улице Доваторцев удалось повысить этот показатель с 900 машин в час до 1,5 тысячи по полосе движения, по городу пропускная способность выросла на 12-14%. «Зеленая волна» (прим. такой режим работы светофоров, при котором можно большой участок улицы проехать без остановок на красный сигнал) помогла немного сократить транспортную задержку, то есть снизить время на проезд.
Правда, за счет роста числа автомобилей эти результаты почти никому не заметны. Сергеев заметил, что итоги работы ИТС в полной мере можно будет оценить только через пару лет, когда система полностью внедрится и «обкатается».
Он добавил, что весь проект оценивается примерно в 300 миллионов рублей из федерального бюджета. Уже освоено порядка 200 из них.
Неизбежный рост пробок
Сергеев признался, что жалобы в комитет поступают регулярно на организацию дорожного движения (прим. их можно оставлять на сайте Транссигнал.РФ), но большинство из них связаны с пробками в Юго-западном районе.
«Это самая наболевшая наша проблема. Мы обрабатываем все обращения, пытаемся оптимизировать, но вынуждены признать, что улично-дорожная сеть Ставрополя просто не справляется с объемами того транспорта, который сейчас по дорогам движется. Пропускная способность у нас превышена в 3 раза», — пояснил собеседник агентства.
При этом он обратил внимание, что город продолжает застраиваться, поэтому неизбежно будет «стоять». То есть в основном недовольство жителей связано с тем, что они сейчас стоят в пробках там, где еще в прошлом году проезжали свободно.
Сейчас прорабатывается вопрос с пересечением улиц Шпаковская и Доваторцев, через которое идет очень большое количество общественного транспорта. ИТС помогла увидеть реальную ситуацию на дороге и собрать данные для поиска решения проблемы. Сейчас готовятся проекты возможной оптимизации движения на этом участке.
«ИТС в том числе считает автомобили и их базовые данные для моделирования. То есть сколько легковых автомобилей проезжает по участку, сколько автобусов, сколько грузовых. Раньше эти подсчеты велись с большой погрешностью, потому что велись натурно. То есть человек выходил на перекресток и смотрел», — рассказал Сергеев.
Однако подчеркнул, что полностью избавиться от пробок «умные светофоры» не помогут. Сложившаяся дорожная сеть в Ставрополе, которая не менялась годами, не позволяет кардинально менять ситуацию.
«Мы зажаты границами земельных участков, зелеными насаждениями, которые не хотелось бы трогать. Но без этого обойтись мы, наверное, не сможем. Город застраивается, количество жителей растет — и без расширения дорог не обойтись», — заявил собеседник.
Ручная против автоматической
Начальник центра организации дорожного движения города Ставрополя Александр Булгаков рассказал, что сейчас специалисты Центра ведут работы по созданию адаптивных зон на Тухачевского — Доваторцев, 50 лет ВЛКСМ — Тухачевского, Шпаковская — 50 лет ВЛКСМ, Доваторцев — Шпаковская.
«Многие считают, что с появлением ИТС пробки в городе должны полностью исчезнуть, но это не так. Адаптивная система просчитывает пропускную способность перекрестков, оценивает, с какого направления идет наибольшая загруженность, и увеличивает на этих участках „зеленый“. То есть выравнивает потоки так, как мы не можем этого сделать вручную», — рассказал начальник ЦОДД.
Она не спасает при стопроцентной загруженности всех направлений в часы пик. Но когда поток машин снижается, система оценивает, где «очередь» больше, и за счет соседних участков начинает увеличивать там пропуск авто. Например, удлиняя зеленую фазу на 10-15 секунд. Небольшой затор можно убрать всего за несколько светофорных фаз.
«Пока система адаптивных зон работает в виртуальном режиме. На реальных условиях ее запустили на тесте только на пересечении улиц Западный обход — Приозерная. Но в ближайшее время будем запускать ее и на других перекрестках», — заявил Булгаков.
Пока же режимы светофоров переключаются специалистами вручную удаленно. Но к этому сейчас прибегают редко, потому что в часы пик загруженность полная и по сути это бесполезно.
ДТП, час пик и проблемы
Пока в городе работает 38 «умных» светофорных объектов (прим. на одном перекрестке может быть до 8 светофоров, которые входят в единый узел). Они расположены на основных артериях: Доваторцев, Кулакова, Западный обход, Старомарьевское шоссе. Недавно установили на Калинина — Войтика и Вавилова — Гоголя.
«В 2023 году их число планируется увеличить до 54. Перекрестки выбираются не просто так. Это самые загруженные участки, согласованные с сотрудниками ГАИ, там, где происходит наибольшее количество транспортных происшествий. Сейчас у нас на Карла Маркса — Голенева, который раньше был очагом аварийности, удалось заметно снизить число происшествий. То же самое на пересечении Шпаковская — Доваторцев», — добавил Булгаков.
Инженер Центра Александр Иванов рассказал, что наиболее сильно на ситуацию на дорогах влияет транспортная миграция. Люди живут в Северо-западном или Юго-западном районе, работают в центре.
«И в 8 утра все дружно в одном направлении едут на работу, образовывая пробки. Это видно на графиках интенсивности трафика ИТС. Совсем убрать часпиковые пробки у нас не получается, но сократить их продолжительность у нас получилось», — поделился результатами Иванов.
За ситуацией следят по данным детекторов. Согласно собранным сведениям, интенсивность возрастает в 8 утра, когда первая волна людей едет на работу, затем ближе к 9-ти — вторая волна. И в течение дня сильно не снижается из-за уже отмеченной перегруженности уличной сети.
«У нас дороги все время загружены по максимуму, но в часы пик не справляются, и появляются заторы и пробки. Такая проблема связана с тем, что нет дорог-дублеров у магистральных улиц», — заявил инженер центра.
Кроме того, в тестовом режиме система учится отслеживать ДТП. По определенным признакам она будет предупреждать инженеров об аварии и сохранять запись с камер с происшествием, что поможет заметно упростить экспертизу ГИБДД.
Негибкость системы
NewsTracker также обратился за комментарием к урбанисту, члену комиссии по развитию общественного транспорта при краевом Миндоре Андрею Чернякову, чтобы понять, почему на практике результаты внедрения системы почти не заметны.
По его мнению, основная проблема заключается в негибкости и несогласованности действий управленцев.
«К сожалению, Ставрополь входит в число тех городов, где неправильно расставлены приоритеты. У нас все светофоры настраиваются для удобства автомобилистов, поэтому жалобы от пешеходов на короткий разрешительный сигнал продолжатся», — отметил Черняков.
Напомним, что, по мнению урбаниста и других специалистов, только приоритет пешехода сможет разгрузить город от пробок. То есть, предполагается, что когда для человека без машины будут созданы максимально комфортные условия (переходы, светофоры, качественный и регулярный общественный транспорт, выделенные полосы для автобусов), то он, вероятно, откажется от личного авто, и загруженность на дорогах снизится.
Черняков также напомнил, как общественникам понадобилось полгода, чтобы на пересечении Ленина — Льва Толстого продлить время пешеходного зелёного на несколько секунд. Хотя там даже здоровые молодые люди не всегда успевали перейти дорогу, не говоря уже о пожилых. При этом красный там горел около полутора минут.
ИТС, по его мнению, важна, система помогает. Но это превентивные меры, городу же нужны комплексные решения и системное стратегическое видение. Возможно, работа с ИТС и анализ полученных данных поможет к этому прийти, заключил Черняков.