Все это происходит на фоне многолетней борьбы с незаконными подключениями к электрической сети и почти полным попустительством местных властей в этом вопросе.
Отсутствие света и вследствие этого тепла и водоснабжения стало основной темой всей новостной повестки региона. В соцсетях появились десятки видео с кадрами «темных» дагестанских городов, а в сотнях постов люди обвиняют всех причастных к этому, начиная от управляющих компаний и заканчивая главой Дагестана. Но почти все понимают, что здесь все гораздо сложнее, чем просто возможная неорганизованность и халатность в работе.
Дагестан уже давно стал главным ньюсмейкером в отношении кражи электроэнергии. Так было, как говорят местные, еще в советское время. После того, как во всем мире стали майнить криптовалюту, все стало еще сложнее. Региону даже придумали кличку — «Майнинг республика Дагестан». А все из-за того, что здесь, как нигде на Северном Кавказе, стало много так называемых «черных майнеров», с которыми власти то ли не могут, то ли не хотят бороться. Лишь в прошлом году МВД Дагестана сообщило о шести крупных незаконных майнинговых фермах в разных районах республики, и это не считая тех, кто «растит» биткоин дома втайне от соседей. Схема во обоих случаях примерно одна и та же: заработать им помогает незаконное подключение к линиям электропередач.
Но самое удивительное, что зачастую огромные потери мощности, от которых страдает чуть ли не весь район, замечают через несколько месяцев. Вместо того, чтобы заблаговременно собрать энергетиков и выработать какой-то механизм борьбы с проблемой, местные чиновники начинают что-то делать лишь после того, как жители устроят пикет или перекроют дорогу, как это было на прошлой неделе в пригороде Махачкалы. Кроме того, есть вопросы и к правоохранителям, которые не спешат вмешиваться в ситуацию с незаконным подключением, хотя все это должно наказываться штрафами. И хотя та же пресс-служба МВД отчитывается о проделанной работе, но судя по всему, на вот таких «гигантах» все и заканчивается. Ведь если бы сотрудники полиции работали проворнее, то навряд ли было такое огромное количество тех, кто несмотря на риск получить крупный штраф, предпринимает попытки «присосаться» к чьей-нибудь электросети.
Однако, дело не только в майнерах. Те, кто хоть раз был, скажем, в Избербаше, Каспийске или той же Махачкале, могут подтвердить, что некоторые районы города напоминают Индию или Пакистан, где на улицах можно увидеть пучки проводов, которые идут непонятно куда. Проблема незаконного подключения есть в Дагестане давно. И многие даже не скрывают, что свет у них нелегальный. Чтобы в доме появилось электричество, достаточно просто позвать рукастого электрика, который сможет кинуть «соплю» на ближайшую ЛЭП, и готово. Да и что такое счетчик, многим в принципе неведомо. В результате всего этого растет не только нагрузка на сеть, но и долги. Например, в 2021 году жители республики задолжали 15,6 миллиарда рублей, а в 2022 году число должников превысило 46 тысяч человек.
Местным чиновникам, судя по всему, до этого нет никакого дела. Каких-то серьезных шагов для решения вопроса в последнее время не предлагается. Все ограничивается заседаниями правительства, где присутствующие по очереди дают советы, что и как сделать. Когда же случается что-то вроде массовых отключений, как на прошлой неделе, к официальным встречам добавляются выезды на места ЧП каких-нибудь третьих заместителей вторых замов главы администрации, которые вроде как внимательно слушают жителей и старательно записывают их просьбы и пожелания. Но уже после возвращения в теплый кабинет все они, видимо, забываются. Похоже, что Дагестану и дальше суждено жить от дождя до дождя, опасаясь, что вода подтопит очередную подстанцию. К слову, одним из самых популярных товаров на местных маркетплейсах за последнюю неделю стали различные пауэрбанки, буржуйки и дрова, да и те уже подорожали.