Posted 14 января 2023,, 06:47

Published 14 января 2023,, 06:47

Modified 1 декабря 2023,, 08:51

Updated 1 декабря 2023,, 08:51

«Кина не будет»: что происходит в российском кинопрокате и какое у него будущее

14 января 2023, 06:47
Прошедший год для российской киноиндустрии стал довольно непростым. Одна из причин — существенное сокращение кинопроката иностранных фильмов, на чью долю приходилось почти 80% всех фильмов, показываемых в кинотеатрах.

Несмотря на это, по словам экспертов, киноиндустрия в России по-прежнему «жива» и продолжает развиваться. В ее состоянии разбирался корреспондент NewsTracker.

Еще в начале весны 2022 года, когда первые западные кинокомпании заявили о том, что планируют уходить из России и не показывать больше свои новинки российским зрителям, владельцы кинотеатров уже тогда начали заявлять, что им нужна государственная помощь, чтобы не повторить ситуацию периода пандемии, когда они почти остались без дохода из-за введения карантина и запрета на посещение общественных мест. И вот к концу года стало понятно, что переживали они не зря. По данным площадки «Кинопоиск», сумма всех кассовых сборов в России и СНГ составила 20,3 миллиарда рублей, что в два раза меньше, чем в 2021 году. Это стало худшим показателем за последние пять лет. Чтобы понять, насколько все плохо и плохо ли, мы пообщались с Ашотом Мелкумовым, который уже больше десяти лет занимается организацией кинопоказов на Ставрополье и в других регионах России. Он рассказал, по какому принципу сейчас выбирают фильмы и что ждет отечественный кинематограф в будущем.

Приостановили деятельность

Одна из первых проблем, с которой столкнулись российские кинопрокатчики, — уход из России основных и самых крупных кинокомпаний из США и Европы. Именно после этого рынок пришлось перестраивать в срочном порядке и искать фильмы, которыми можно было бы заполнить сетку показов.

«Всю весну и лето было достаточно сложно. А вот осенью уже получше прям. В октябре вышло несколько российских фильмов, да и народ в целом привык что ли, что только отечественное кино теперь идет, и мы увидели тенденцию, что люди опять стали приходить в кино. Ноябрь тоже был неплохим, в декабре мы ожидаем еще лучше результат, так как выходят сразу несколько больших фильмов, на которые есть большие надежды», — поясняет собеседник.

Однако, по словам Мелкумова, основная проблема даже не в отсутствии фильмов, а в полном отсутствии помощи со стороны государства, даже той, чтобы была в период ковида.

«С начала спецоперации и проблем в нашей сфере кинотеатры не получили от государства никакой помощи, ни одной копейки. Хотя речь об этом идет постоянно. Есть такая организация — Ассоциация владельцев кинотеатров. Так вот ее глава сделал еще в апреле заявление, что если помощи не будет, то в ближайшие месяцы может закрыться порядка 50% всех кинозалов в стране. И хотя его прогнозы называли пессимистичными, они по сути сбылись, так как в августе был закрыт 41% кинозалов, то есть там не показали ни одной картины. При этом 150 кинотеатров по всей стране вообще перестали существовать. И это очень много. Несмотря на все это, нас не поддержали ни на краевом, ни на федеральном уровне», — поясняет Ашот Мелкумов.

Если говорить о Ставрополье, то в крае закрылись два кинотеатра — в Лермонтово и в Иноземцево. При этом, чтобы не закрыться, крупные сети были вынуждены сохранить показы в одном или двух залах, а остальные, имеющиеся в кинотеатрах, законсервировать. Но в самой непростой ситуации оказались муниципальные кинотеатры. Некоторые из них незадолго до начала СВО были отремонтированы, в том числе получили новое оборудование и должны были работать в полную силу, например, в небольших населенных пунктах, где нет крупных сетей. Их на Ставрополье, по словам Мелкумова, — 22. 

Как отбирается кино

Одним из решений, которые хоть как-то помогли стабилизировать работу кинотеатров, стал показ российского кино, снятого раньше, в некоторых случаях десять и более лет назад ранее. Так, например, в начале лета в некоторых городах России можно было посмотреть «Брат», «Брат 2», «Жмурки» и еще порядка 10 картин. Кроме того, в прокат вышли новые фильмы, которые на удивление собрали неплохие кассовые сборы. И вот именно на российском кинематографе теперь делается основной упор, а для отбора фильмов существует определенный алгоритм, который помогает понять, какой именно пускать в прокат, а какой нет.

«В первую очередь, мы смотрим бюджет фильма, сколько денег на него потратили, например, сколько в него заложено на рекламу. Я и моя помощница просматриваем фильмы, анализируем  их, стараемся понять, насколько интересны они будут. Помимо Ставрополья у нас по России еще 40 кинотеатров, начиная от юга страны и заканчивая Байкалом, куда мы поставляем кино. Вопрос с бюджетом на рекламу фильма очень важен, потому что, если фильм мелькает постоянно по телевизору, его видят люди, то с большой долей вероятности они придут его посмотреть в кино. Это основной параметр», — делится собеседник.

Спрашиваем, не влияет ли на выбор фильма субъективное мнение и не страдают ли от этого другие картины, которые могут ему просто не понравиться и поэтому не попасть в показ.

«Вы понимаете, я этим уже занимаюсь двенадцать лет и понимаю, что интересно людям, а что нет. Да и вообще в России сейчас выходит пять фильмов в неделю и не сложно их все за неделю посмотреть и понять, что посмотрят, а на какой не пойдут точно. Смысл в том, чтобы просмотреть фильмы и выбрать те, которые будут работать и зарабатывать. И давайте будем объективными — фильм может быть хорошим, но он не заработает денег», — поясняет Мелкумов.

На протяжении последних нескольких месяц в Госдуме регулярно поднимается вопрос о необходимости регулировать кинопрокат на предмет наличия в нем тех или иных фильмов. Вот что, например, сказал по этому поводу первый зампред Комитета ГД по культуре Дмитрий Певцов.

«Фильмы никто не видит, потому что прокат находится в частных руках. И вот это тоже недосмотр. Я считаю, что прокат на 50 процентов должен быть государственным сейчас. Обязательно», — цитирует Певцова «Парламентская газета».

Спрашиваем у нашего Ашота, насколько верны слова депутата и возможно ли вообще такое.

«Певцов, конечно, хороший актер, но видимо он чего-то не понимает. Если это хорошее кино, то почему я его не возьму?! То есть по его логике — кто ближе к государству, того фильмы и будем ставить? Так получается что ли? Вот есть пять новых российских фильмов. Почему именно его фильмы должны поставить? Потому что там была какая-то доля государства в прокате? Это неправильно. Так они сейчас все на государственные деньги делаются, 90% точно. Вот они в думе задают такие вопросы. А вы лучше спросите, что будет тому, кто на государственные деньги снял фильм, он вышел в прокат, но ничего не заработал, как, например, у Михалкова с его „Утомленными солнцем“. Что ему будет? А ничего не будет. Он через год придет и ему еще дадут денег. Поэтому пусть сначала здесь разберутся», — пояснил собеседник.

В завершении беседы интересуемся, что по мнению Ашота Мелкумова в будущем году ждет российскую киноиндустрию в целом и кинопрокат в частности. 

«Я думаю, что кино жить будет. Будем показывать только российские фильмы, даже если западные кинокомпании вернутся, мне так это видится. Политика нашей страны направлена против ЛГБТ*, а в Америке, кузнице всех фильмов — наоборот, если нет кого из них, то фильм „Оскар“ не получит и так далее. Таких фильмов мы показывать не будем. Будем показывать наши, учащие добру фильмы», — заключил он.

*деятельность ЛГБТ запрещена на территории РФ

"