Антироссийские санкции, частичная мобилизация и стартовавший сезон простуд серьезно повлияли на наполнение фармацевтического рынка нашей страны. Дня не проходит, чтобы в различных группах социальных сетей ставропольцы не жаловались на проблемы с покупкой назначенных им лекарственных препаратов. Когда и рецепт на такие антибиотики как «Амоксиклав», «Сумамед», «Флуимуцил» на руках, а в аптеках их серьезный дефицит. Причем хуже всего, по словам наших читателей, дела в конце декабря 2022 года обстояли с детскими суспензиями «Супракс» и «Нурофен». Не могли нигде найти ставропольцы и взрослую противовируску «Тамифлю» и «Номидес». «Мы уже забыли, как выглядит Пульмикорт для ингаляций», — возмущались читатели.
И тем любопытнее на фоне потока жалоб стало предложение регионального минздрава отправиться с ними в рейд по аптекам, чтобы проверить наличие лекарств, о которых говорят граждане. Впрочем, оговоримся сразу, на чистоту эксперимента уповать сложно, поскольку по обозначенным в маршруте адресам нас явно ждали.
Аптечный рай № 1
И как результат уже первая государственная аптека№ 250, расположенная на Мира, 425, радовала изобилием, казалось бы, еще две недели назад дефицитных препаратов.
— «Амоксиклав»?
— Есть. Но таблетки в детской дозировке. Суспензия в пути, вот-вот ожидаем.
— «Нурофен»? — далее идем по проблемному списку.
— Есть
— «Флуимуцил»?
— Есть
— И «Сумамед» есть?
— Есть, — бодро рапортуют провизоры.
Пока невольно вспоминаются слова из советского мультфильма про дядю Федора, что «дорогие мама и папа, я живу хорошо, просто замечательно. У меня все есть, есть свой дом, он теплый. В нем одна комната и кухня». К слову, о кухне. Туда, точнее в фармацевтический отдел запасов, мы тоже заглянули, дабы убедиться, что наличие препаратов не разовая акция. И те же антибиотики не закончатся сразу после отъезда журналистов.
Что ж, полки реально ломятся. И, как уверяет заведующая аптекой Лариса Журбенко, поставки идут каждый день.
«На сегодняшний день повысился спрос на антибиотики, жаропонижающие и противовирусные препараты. Все это у нас есть. Но по отдельным позициям идут отгрузки не ритмично и в ограниченных объемах. В частности, речь идет о некоторых оригинальных импортных препаратах, когда из-за внешней ситуации в стране была нарушена логистическая цепочка и поступление лекарства может затянуться на месяц», — рассказывает наша собеседница.
Суспензий пока не хватает
По ее словам, если сейчас и есть проблемы, то только с импортными детскими суспензиями, предназначенными для детей до двух лет. Да и это не столько ставропольская, сколько общероссийская головная боль. И заключается она в том, что от производителей требуют отдельную регистрацию детских форм лекарственных препаратов. Это же изначально подразумевает серьезные финансовые вложения, когда только лабораторные испытания длятся не менее пяти лет. Отсюда и сравнительно небольшое количество фармкомпаний, которые производят лекарства для данного сегмента потребителей. Для ребят постарше дефицита в антибиотиках нет.
Зато есть другой вопрос. Зачастую встревоженные родители занимаются самолечением, пытаясь купить лекарства без назначения и рецепта врача, что и порождает ажиотаж. «Выписка врачами рецептов производится не в таких объемах, каких идет спрос на лекарства», — сетует Журбенко, пока проходим мимо витрины с противовирусными препаратами. Здесь они тоже на любой вкус и кошелек. Нет только «Тамифлю», о чем писали и наши читатели.
«Поставки идут ежечасно….»
Следующий этап нашего путешествия — муниципальная аптека на Артема, 5. Стандартные вопросы рождают стандартные ответы.
— «Амоксиклав»?
— Аналог есть.
— «Нурофен» детский?
— Закончился.
— «Флуимуцил»?
— Есть
— «Сумамед»?
— Есть.
«У нас никогда и не было нехватки препаратов», — не понимает нашего изумления руководитель ГУП СК «Социальная Аптека» Ирина Борлакова. Дескать, сезон вирусов и простуд — явление регулярное, как и подготовка запасов к зимнему сезону. Поэтому если в аптеке нет оригинального лекарственного препарата — есть синонимическая замена. Это когда производитель разный, а лекарственное вещество одно.
«Поставки лекарств у нас идут не то что ежедневно, а ежечасно», — уверяет собеседница.
Нелегкое дыхание
Меж тем, опровергли нехватку лекарств в аптеках и министерстве здравоохранения СК. Согласно данным ведомства, в крае фиксируется только дефицит импортных антибактериальных препаратов для лечения бронхолегочных заболеваний и осложнений после гриппа и ковида.
«Были обращения и по суспензиям для детей. Но здесь важно понимать, что те препараты, по которым к нам обращаются с жалобами, они рецептурные. Мало узнать, есть они или нет в наличии, нужно иметь рецепт на него. Как и понимать, что отсутствие определенной марки не говорит о том, что отсутствует вся группа препаратов. Например, если в аптеке нет того же Амоксиклава, провизор может проинформировать о наличии других торговых наименований и подобрать равноценную замену», — отметила замминистра Ольга Листова. Еще раз подчеркнув, что государственные и муниципальные аптеки готовы удовлетворить нужды болеющих ставропольцев.
«Амоксиклав»? Вы шутите?»
И все оно хорошо, если бы не одно, но — размещение подобных аптек. Государственных в Ставрополе гораздо меньше, нежели коммерческих сетевых. Заходим в одну из них, расположенную на той же улице Мира рядом с «Магнитом», — и словно в другую реальность попадаем. Когда из обозначенного нами списка нет ровным счетом ничего.
Та же история в юго-западном районе. Улица 50 ВЛКСМ, остановка 23 школа, где аптеками все вроде усеяно. Однако где ни развернешь свой список, везде в унисон твердят: «Это зарубежные препараты. Их не то, что нет, а даже не предвидится».
Правда, тоже предлагают аналоги, уверяя, что последние ничуть не хуже.