Умеренная бережливость или безмерное транжирство
На этой неделе на Ставрополье сдан в эксплуатацию весовой пункт, чья установка вместе с ремонтом дороги обошлась краевому бюджету в 90 млн рублей. На сайте «Автодора» уже размещено объявление, что с 9 января планируется начало работы данного АПВГК, и первые три месяца фиксация нарушений будет вестись в тестовом режиме.
«Если будет, что и кого фиксировать», — осторожно замечают в ставропольском отделении «Общероссийского народного фронта».
И тревоги активистов сложно назвать надуманными, когда прецедент есть. Буквально в шаговой доступности от нового пункта расположен его брат-близнец, построенный два года назад за 51 млн. Скандалы вокруг него не утихали весь нынешний год. Чего только стоит отчет председателя Контрольно-Счетной палаты Ставрополья Андрея Колесникова, где тот раскритиковал не столько саму систему контроля, сколько выбранное место для ее размещения. Дескать, о какой борьбе с перегруженными фурами на ставропольских дорогах можно говорить, если параллельно дороге с с весовой рамкой идет другая дорога, по которой грузовики без проблем объезжают конструкцию, делая дорогостоящее нововведение абсолютно бесполезным?
Что косвенно подтвердила и прокуратура Ставрополья, приведя летом оглушающие цифры.
«В 2021 году было вынесено лишь одно постановление по делу об административном правонарушении, зафиксированном данным автоматическим пунктом весогабаритного контроля, в 2022 году правонарушения не фиксировались», — рассказывали в ведомстве.
После чего надзорниками была организована проверка эффективности расходования бюджетных средств, пока сам региональный Миндор объяснял провал «развитой и разветвленной дорожной сетью Ставрополья».
«Каждая региональная дорога имеет альтернативные пути объезда по автодорогам общего пользования. Обустроить одномоментно все требуемые участки пунктами контроля невозможно», — акцентировали чиновники, обещая и далее не жалеть средств на установку новых АПВК, но «именно с учётом перераспределения транспортных потоков».
Что ж, обещание в Миндоре выполнили. Денег здесь действительно не пожалели, когда уже в сентябре на сайте госзакупок появился новый тендер на новый весовой пункт с новой ценой в 90 млн рублей, но на старом месте и менее в чем километре от бесполезного собрата. Почему тогда и возмутились активисты. На ошибках вроде как нужно учиться, а не плодить их, застраивая небольшой участок дороги весовыми рамками и превращая последние не в эффективный метод борьбы с нелегалами, а крайне дорогостоящий элемент декора.
Фур по-прежнему нет
На что указывали неоднократные выезды общественников к весовым рамкам раздора. Несмотря на то, что рядом с ними располагается карьер по добыче песчаной и гравийной смеси, и фуры идут туда нескончаемым потоком, проезд к весовым пунктам был абсолютно пуст. Как к действующему за 51 млн, так и строившемуся за 90 млн.
Но, может, дело было в ремонтных работах, и именно они сподвигали большегрузы идти в обход развернувшейся стройки? Однако в начале нынешней недели техника ушла с дороги, вот только интенсивнее движение от этого не стало. Во всяком случае, именно такое впечатление складывается после просмотра видео, снятого общественниками в среду, 29 декабря.
Как 90 млн превратились в 92 млн
Выходит, Ставрополье вместо солидного пополнения бюджета за счет штрафов нарушителей ждет бесславное «у нас никогда такого не было и вот опять»? Но не будем спешить с выводами. Чудеса же случаются.
Вот и наша редакция нашла очередной «фокус» на сайте госзакупок. Сначала в октябре 2022 года, а потом и ноябре 2022 года там появились два тендера. Первый под № 32211818676 на 510 тысяч рублей (выиграло контракт ООО «Новация), второй — № 32211781750 и на сумму 1,6 млн (ООО «ЕВРОТЕХНОЛОГИЯ ПЛЮС»). И в обоих случаях заказчик в лице ГБУ СК «Ставатодор» просит предоставить котировку цен и смету на поставку инертных материалов. Причем поставку не куда-либо, а к месту выполнения работ на объект: а/д Ставрополь — Тоннельный — Барсуковская, км 40+400. Где, собственно, и шел капитальный ремонт участка автомобильной дороги с устройством автоматизированного пункта весогабаритного контроля за 90 млн рублей. Получается, что тех денег не хватило? И двумя легкими взмахами руки общая стоимость весового пункта увеличилась еще на 2,1 млн рублей?
Между тем, любопытно и другое — на что конкретно заказчик планировал потратить обозначенные суммы. Чтобы разобраться в этом, открываем документ «Извещение о закупке», дабы посмотреть предмет запроса котировок и необходимое количество поставляемого товара или объема выполняемой работы, в нем же идет отсылка к некой смете № 1, указанной ниже. Листаем ниже — смета на самом деле есть. А вот описания, что в итоге нужно было сделать очередным подрядчикам до конца 2022 года, — нет.
Штраф за медлительность
В общем, ясно то, что весовой пункт все дорожает и дорожает. Ну, и немножко дешевеет. Так, в распоряжении редакции оказался претензия ГБУ СК «Автодор» к подрядчику контракта ООО «Русоператор» с требованием выплатить неустойку за сорванные сроки строительства второго весового пункта. Как следует из письма за подписью главного инженера Е. Татаринцева, работы в Кочубеевском округе по 90-миллионому контракту должны были завершиться 9 декабря, а не 26, как произошло на самом деле. В связи с чем ведомство и требует партнера оплатить штраф за 17 дней просрочки в размере 385 тысяч рублей.
Собственно, вот такой новогодний подарок в бюджет. Но подсластит ли ложка меда бочку тягостных раздумий, покажет 2023 год.