Posted 30 декабря 2022, 12:19
Published 30 декабря 2022, 12:19
Modified 30 декабря 2022, 14:21
Updated 30 декабря 2022, 14:21
Но как выяснилось, это не единственный его «скелет в шкафу». Помимо того, что место ему досталось по наследству от отца, за четыре года он умудрился выжить из музея 19 сотрудников, а вместо них взять на работу своих знакомых и родственников. Кто же такой господин Эльканов, почему с ним нужно всегда здороваться и откуда в музее «мертвые души», разбирался корреспондент NewsTracker.
Несмотря на общероссийскую тенденцию последнего времени к сохранению истории страны и тем более памяти о Великой Отечественной войне, то, что происходит в музее-заповеднике имени Марии Байчоровой, который находится в Черкесске, никак кроме самодурства назвать нельзя. Все началось с того, что четыре года назад, здесь сменился руководитель. Им стал 40-летний Хаджи-Мурад Эльканов, который долгие годы занимал должность замдиректора музейного комплекса, состоящего из самого музея в Черкесске и филиала, расположенного в поселке Орджоникидзевском. В последнем здании находится мемориал, посвященный защитникам перевалов Кавказа, где в годы ВОВ проходили ожесточенные сражения. Так вот именно после прихода Эльканова сотрудники стали один за одним увольняться, и все на удивление по собственному желанию. С 2018 года из музея ушли 19 человек, большая часть из которых — научные сотрудники с многолетним стажем. Как удалось выяснить, все это происходило не просто так. Причиной тому стал скверный характер нового руководителя, который, по словам некоторых из уже бывших работников музея, вел себя как «князь», который мог уволить лишь за то, что с ним кто-то не поздоровался.
Семейный подряд
Хаджи-Мурад Эльканов — сын бывшего директора музея Умара Эльканова. На протяжении почти десяти лет до того, как занять пост отца, Эльканов-младший числился сначала подсобным рабочим, а затем резко стал заместителем директора. Но, как рассказывали бывшие сотрудники музея, вне зависимости от должности Хаджи-Мурад всегда вел себя высокомерно и нагло.
Такой же стиль поведения он сохранил, и когда стал руководителем. Однако, как говорится, «яблоко от яблони не далеко упало». Умар Эльканов тоже не отличался покладистым характером и за годы своей службы привел музей в ужасное состояние. Так, часть помещений находятся в предаварийном состоянии, а почти все деньги, которые были заработаны ранее на экскурсиях Нижнеархызского комплекса (это порядка нескольких миллионов рублей), пропали в неизвестном направлении. Именно это и стало причиной его увольнения в 2018 году.
В отличие от своего отца Хаджи-Мурад Эльканов не стал искать странных заработков на туристах, а придумал свою схему. Как в разговоре с корреспондентом NewsTracker на условиях анонимности рассказал один из сотрудников музея, в последнее время Эльканов трудоустроил на различные должности своих знакомых, друзей и родственников, которые в принципе не могут занимать посты из-за отсутствия профильного образования и компетентности.
«За четыре года, пока он в музее директор, поменялось несколько главных бухгалтеров, четыре, если я не ошибаюсь, три его зама. А в целом ушли, точнее он их вынудил уйти, 19 человек — это треть всего коллектива музея. Из них больше половины — люди-профессионалы своего дела, знающие историю от и до, проработавшие здесь долгие годы и отдавшие музею всего себя. Зато на их место пришли, мягко сказать, странные личности, у которых нет ни образования исторического, ни опыта, а главное, нет желания что-то делать. А зарплаты у них — извините меня, — таких зарплат мы никогда не видели, даже те, кто работал по 20 и более лет», — рассказывает собеседник.
По его словам, есть в нынешнем коллективе и те, кто занимают непонятные должности, созданные специально для них.
«С недавних пор в музее появился новый отдел. Никто, если честно, даже и не знает, что входит в его функционал. Там пять человек сидят во главе с Индирой Узденовой, которая раньше была у Эльканова и его отца бухгалтером и занималась их личным бизнесом в Архызе вроде как. А теперь она руководит людьми. Они занимаются, насколько я знаю, размещением информации о музее в Интернете. Дело вроде хорошее, но вот проблема в том, что кроме вот этой всей деятельности для улучшения работы музея ничего не делается. Да и то, что они иногда пишут, просто ужас. А еще в музее работает брат его жены Расул Бостанов. У него вообще интересная такая должность — защита информации. А от чего и, главное, что защищать в музее, какую такую секретную информацию? Понимаете, все это искусственно созданные должности для своих людей, а он просто следит за всеми и докладывает все родственничку», — поясняет источник.
Все это, по мнению собеседника, и стало причиной того, что в настоящее время музей находится в таком плачевном состоянии.
«С короной на голове»
Помимо всего перечисленного есть и еще один неприятный момент, который отмечают все подчиненные Эльканова-младшего — его отношение к подчиненным. Все те 19 человек, которые уволились по «собственному» желанию, по словам нашего собеседника, столкнулись с эмоциональным давлением со стороны директора музея, который ведет себя как хозяин, а не служащий, поставленный всего лишь распоряжаться государственной собственностью.
«То, за что он увольнял людей — вообще абсурд какой-то. Один из сотрудников не поздоровался с ним когда-то, и в итоге он раздул эту историю до того, что его не уважают как руководителя. Дети так себя ведут только. Еще один мой коллега посмел обсуждать свою маленькую зарплату. А она действительно маленькая. За все время работы у меня, да и у других, она почти не выросла, зато у него самого и его приближенных постоянно индексируется. В общем, ведет он себя так, как будто он полноправный владелец музея, ходит с короной на голове», — жалуется бывший сотрудник.
Но, по его словам, самым вопиющим случаем стало увольнение девушки, которая была на седьмом месяце беременности и уже через несколько недель должна была уйти в декретный отпуск.
«Вы понимаете, это же вообще ни в какие ворота не лезет. Девушка была очень покладистая, безвредная и в пандемию, когда мы все дома сидели, она беременная каждый день приходила и работала. Он ей не дал три или четыре недели доходить до декрета. А у нее там сестра работает уже несколько лет, наверное, уже лет десять, и она, чтобы не создавать ей проблем, ушла. И Эльканов даже не удосужился хотя бы узнать, есть ли ей на что жить. У нее квартирка крошечная в ипотеку и ребенка она сама воспитывает. Но разве такие проблемы беспокоят его?» — поделился собеседник.
Во владении музея есть еще один филиал — мемориальный комплекс, посвященный защитникам перевалов Кавказа, который располагается в поселке городского типа Орджоникидзевский. Он долгие годы остается местом, которое ежегодно посещают сотни туристов. Его особенность в том, что само здание выполнено в виде большого дота и в связи с этой конструктивной особенностью там нет окон, отапливаемых помещений, санузлов и даже воды.
В таких условиях почти 20 лет проработала Наталья Кущетерова. Но после того, как она попросила как-то решить эти вопросы, так как находиться здесь особенно зимой очень сложно, а также повысить ей зарплату, Эльканов наоборот сократил штат мемориального комплекса — убрал две ставки технических помощников и приставил «надсмотрщиком» своего родственника, который якобы работает там дворником. И все это накануне 80-летнего юбилея Битвы за Кавказ 1942–1943 годов.
Все эти «подвиги» Хаджи-Мурада Эльканова завершает недавно открывшийся факт о его историческом образовании. Как выяснила прокуратура Карачаево-Черкесии, диплом об окончании Ставропольского государственного университета в 2000 году является поддельным. Как оказалось, курсовые работы по педагогике, истории России, истории Северного Кавказа он никогда не писал. В действительности Хаджи-Мурат семь лет учился в Турции, там же получила образование и его супруга — сотрудник Администрации правительства республики. В случае, если его вина будет доказана, то он с большой долей вероятности лишится своей должности, как и вся его многочисленная свита. И тогда, возможно, музей-заповедник имени Марии Байчоровой вновь станет центром притяжения туристов, как это было еще совсем недавно, когда здесь работали «Клуб интересных встреч при музее краеведения», «Музейный краеведческий совет», в который входили такие выдающиеся жители Карачаево-Черкессии, как Марат Мергалиев, Лев Долечек, Демаков Антолий, Владимир Шебзухов, Сергей Твердохлебов и многие другие.