На примере стоматологии, NewsTracker подвел итоги года и узнал у врачей из Ставрополя и Махачкалы, с какими трудностями они столкнулись и какие у них ожидания от нового 2023 года.
Несмотря на то, что на протяжении последних как минимум десяти лет медицина в России является одним из приоритетных направлений и на ее развитие выделяются огромные средства, прошедший год стал серьезным испытанием для врачей и всей системы здравоохранения. Уход из России компаний мировых лидеров по производству медицинских препаратов, оборудования, отъезд некоторых врачей за границу. Все это не могло не повлиять на оказание услуг. Чтобы понять, с чем столкнулись медики, в том числе и частной практики, мы пообщались с двумя врачами-стоматологами со Ставрополья и Дагестана — Кареном Чувашьян, главным врачом и директором стоматологической клиники Da Vinci из Ставрополя, и Абдулмуслимом Исмаиловым, врачом с более чем 10-летним стажем из Махачкалы. Они оба считают, что главной проблемой стало частичное отсутствие оборудования и инструментов для работы.
«Проблемы в основном касаются поставок техники, некоторых инструментов и материалов. Ищем замену всему, что стало недоступным. Например, продукции некоторых международных компаний сейчас почти нет на российском рынке, например, американской 3М. Она еще в марте 2022 года присоединилась к антироссийским санкциям и ушла из России. Поэтому основная наша задача сейчас — замена привычных материалов и поиск альтернатив. Отвечу так: стало сложнее по сравнению с прошлым годом, но надеемся, что в следующем, наконец, улучшится политическая и экономическая обстановка, вновь увеличится товарооборот и будут снова открыты границы», — поделился Чувашьян.
По словам стоматолога Абдулмуслима Исмаилова из Махачкалы, такого оттока клиентов, как в этом году, у него еще не было никогда. И причина случившегося — вовсе не его профнепригодность.
«Если честно, то я в шоке. Чуть ли не каждый третий отказывается лечиться. Особенно весной это было заметно. Даже детей перестали водить, на них раньше не экономили. Спрашиваю, в чем дело, а мне отвечают, что не до зубов сейчас, есть другие заботы. Тоже можно понять — спецоперация идет, многие родных туда отправляют, деньги нужны. Но то, что пациентов стало меньше, это однозначно. И тех, кто лечился в эконом сегменте, и тех, кто не жалел денег на себя», — говорит Абдулмуслим.
Молодой человек добавляет, что еще одна проблема, с которой пока не удалось до конца справиться, — рост стоимости услуг.
«Как бы мне не хотелось, но пришлось поднять цены. Вот я, например, раньше покупал пломбировочную пасту немецкую за шесть с небольшим тысяч рублей, а сейчас она почти 15 стоит. Расходую я ее столько же, а приобретаю в два раза дороже. Инструменты тоже стали дорогими, скажем, те же буры. И много еще что выросло в цене. Некоторые люди понимают, другие же говорят, что я на их безвыходной ситуации деньги зарабатываю. Все услуги оказываю, как и раньше, но стоить это все стало гораздо дороже, иначе никак», — рассказывает врач.
Но все же, даже несмотря на такие проблемы, и Исмаилов и Чувашьян уверены, что в следующем году ситуация станет лучше и проблемы с поставками необходимых для работы оборудования и прочих комплектующих будут решены. А пока приходится работать с тем, что есть.
Между тем, эксперты в области экономики называют стоматологию одной из сфер медицинского обслуживания, которая пострадала в 2022 году больше всего и на возвращение которой в прежнее состояние может потребовать достаточно длительный период.