Posted 21 декабря 2022, 14:29
Published 21 декабря 2022, 14:29
Modified 21 декабря 2022, 14:31
Updated 21 декабря 2022, 14:31
Арест начальника полиции Кизлярского района Дагестана Гази Исаева почти два года назад стал большой неожиданностью не только для его подчиненных, но и жителей республики, а новость о его задержании быстро облетела региональные и федеральные СМИ. Все дело в том, что полковника заподозрили ни много ни мало в помощи членам запрещенной в России террористической организации «Имарат Кавказ» в организации взрывов в московском метро и на автостанции Кизляра весной 2010 года. Обвинение более чем серьезное. Однако, по мнению некоторых, в том числе сослуживцев и друзей Исаева, все подозрения в связях полицейского бандподпольем, который долгие годы боролся с террористами в Дагестане, не более чем история, выдуманная, чтобы свести счеты с Исаевым. Корреспондент NewsTracker попытался разобраться в этой запутанной истории.
Аплодисменты полицейским
Так называлась статья опубликованная в февральском выпуске 2019 года журнала «Полиция России». Она была посвящена работе начальника полиции Кизлярского района Гази Исаева. В большом интервью на целый разворот полковник Исаев рассказывал о своей работе, о том, с какими проблемами сталкиваются его подчиненные и что изменилось в работе полицейских за 35 лет, пока он служит в структурах МВД. Автор статьи Тамара Войновская описывает Исаева, как ответственного и трудолюбивого полицейского с кристально чистой репутацией, благодаря работе которого в Кизлярском районе «улучшилась криминогенная ситуация в целом, а общеуголовных преступлений стало меньше». И действительно, в середине 2010-х годов Кизляр и его окрестности считался одним из самых неспокойных населенных пунктов Дагестана, где боевики регулярно устраивали теракты, зачастую используя смертников, подрывавших себя в людных местах. Большая часть уголовных дел в то время возбуждалось именно по статьям, связанным с терроризмом. Однако, как отмечалось в статье, после того, как Исаев занял должность начальника полиции Кизлярского района, преступность пошла на убыль.
«После того, как в Кизлярском районе удалось взять под контроль экстремистски настроенных граждан, активизировать антитеррористическую работу, улучшилась и криминогенная ситуация в целом, общеуголовных преступлений стало меньше. Сегодня редки такие преступления, как разбойные нападения и убийства», — говорилось в статье.
Стоит отметить, что про Гази Исаева и правда хорошо отзывались многие сослуживцы, да и у руководства он был на хорошем счету. Так, например, после его ареста сотрудники отдела полиции, который он возглавлял, собрались возле здания МВД по Кизляру и потребовали немедленно освободить начальника, называя все обвинения в его адрес сфабрикованными.
Участник преступного сообщества
В конце ноября 2020 года Следственный комитет России распространил информацию о задержании Исаева и доставлении его в Басманный суд Москвы, который постановил арестовать полковника. Его обвинили в том, что он являлся участником преступного сообщества, использовал свое служебное положение для помощи террористам, а также — в бандитизме и причастности к терактам в московском метрополитене и автостанции в Кизляре. В тот же день в его доме Исаева в селе Тарумовка прошли обыски.
«Исаев, являясь участником преступного сообщества в 2009–2010 годах, используя служебное положение, предоставлял информацию руководителям преступного сообщества о деятельности Кизлярского РОВД и специальных операциях против незаконных вооруженных формирований. Кроме того, он неоднократно лично перевозил руководителей структурных подразделений преступного сообщества по территории Республики Дагестан, а также лично доставил на автомобиле одну из смертниц», — говорилось в заявлении представителя Следственного комитета России Светланы Петренко.
Если быть конкретней, Гази Исаева обвинили в том, что в 2009–2010 годах, являясь заместителем начальника полиции Кизлярского района всячески помогал террористам запрещенной в России экстремистской организации «Имарат Кавказ», которой тогда руководил Доку Умаров, являвшийся в то время главарем почти всех боевиков Северного Кавказа. По версии следствия, полковник Исаев «сливал» информацию о деятельности РОВД, в котором работал. Также следователи считают, что Гази Исаев не только предоставлял информацию о передвижениях полицейских и другие важные данные бандитам, но и был личным водителем их руководителей. Кроме того, он якобы помогал и в организации терактов в московском метро — взрывы произошли на станциях «Лубянка» и «Парк культуры» 29 марта 2010 года. Тогда погибли 40 человек, около 100 получили ранения. Одним из эпизодов такой «помощи» стало то, что Исаев довез одну из смертниц — Мариам Шарипову с самодельным «поясом смертника» до автостанции в Кизляре, откуда она отправилась в Москву, где и совершила самоподрыв на станции метро «Лубянка».
По всем этим фактам Исаеву было предъявлено обвинение по статьям «Участие в преступном сообществе, совершенное лицом с использованием своего служебного положения», «Бандитизм» и «Террористический акт». По совокупности всех статей ему грозит наказание вплоть до пожизненного срока.
Месть террористов
Заседание по делу полковника Исаева, начавшееся во Втором Западном окружном военном суде в Москве в понедельник, стало первым почти за два года после его ареста. Слушание проходило в сопровождении многочисленных журналистов. Гази Исаев отказался признать обвинения в свой адрес и назвал дело против него заказным. Сторона защиты Гази Исаева считает, что некоторые из деталей уголовного дела против него наталкивают на такие мысли.
Например, одно из главных доказательств его вины — показания двух террористов Пахрудина Ахмедова и Магомеда Нурова, которых в феврале этого года приговорили к пожизненному заключению за участие во взрыве на автостанции в Кизляре и в московском метро в 2010 году. Кроме того, как утверждают адвокаты экс-начальника полиции, проблемы у Исаева начались после того, как он начал проверку деятельности главы администрации Кизлярского района Александра Погорелова. В беседе с корреспондентом NewsTracker источник, знакомый с материалами дела, на условиях анонимности рассказал подробности уголовного дела и высказал предположение, почему Исаева обвиняют в таких страшных преступлениях.
«Вся история с Гази Исаевым и его якобы причастность к терактам в Дагестане и Москве имеют политическую подоплеку. Политическую в том смысле, что он и его подчиненные начали „копать“ под Погорелова, на тот момент главу Кизлярского района. Так вот именно в тот момент, когда уже стали появляться конкретные факты, Исаеву и предъявили эти абсурдные обвинения. Насколько мне известно, сын этого Погорелова имеет отношение к силовым структурам — не в МВД, а там повыше. Да и сам Погорелов якобы неоднократно открыто говорил Исаеву и намекал, что у него есть знакомства среди сотрудников силовых подразделений, которые в случае чего могут помочь. Я ничего не утверждаю, но делайте выводы сами», — поясняет собеседник.
По словам мужчины, все, что вменяется полковнику Исаеву, не имеет под собой никакого основания, так как его обвиняют в помощи террористам, против которых он «боролся всю жизнь».
«Здесь ничего глупее придумать нельзя было. Исаев был на хорошем счету, долгие годы боролся с ваххабитами, которые не давали покоя республике и тут оказывается, что он им помогал. Известный факт из его биографии, что на него было совершено покушение — его машину расстреляли, ему чудом удалось выжить. И вы думаете, что после этого он вдруг решил возить их на своей машине, как это утверждает следствие? Ну смешно же. Тех, кто дал против него показания, а именно Ахмедов и Нуров, Исаев, — и посадил на пожизненный. И вот на их показаниях и строится обвинение. Есть еще один тайный свидетель, но его показания, как я знаю, тоже не фонтан. Все шито белыми нитками», — рассказывает источник.
Еще одним важным моментом, по словам собеседника является тот факт, что суд заведомо усложняет дело и искусственно его растягивает. На данный момент материалы дела составляют уже 150 томов.
«Вот представьте, уже 150 томов в деле, а оно еще даже толком не рассматривалось. Из этих 150 только может быть три или пять имеют какое-то отношение к Исаеву, а все остальные касаются взрывов в метро и в Кизляре. Каждый осколок, каждый кусочек металла описывается. Представьте, каково это в таких объемах разбираться адвокатам и самому подсудимому. В материалах дела есть еще и два засекреченных тома. Но знаете, что самое странное во всем этом деле? То, что несмотря на такие тяжелые обвинения, Исаев до сих пор не уволен из МВД, а его семья по-прежнему, уже больше двух лет, находится под госзащитой. Если он такой опасный человек и пособник террористов, то почему к нему такое отношение? В деле очень много таких непонятных моментов», — делится источник.
В ходе разговора собеседник неоднократно подчеркивал, что дело Исаева сфабриковано и есть уверенность, что, несмотря на тяжесть обвинения, получится добиться для него не только должного рассмотрения в суде, но и оправдательного приговора. При этом, по словам источника, в декабре прошлого года один из следователей, имеющих отношение к делу Гази Исаева, придя к нему в камеру и во время разговора «по душам», намекнул, а потом и сказал открыто о том, что есть возможность «решить все быстро». Написав на листке бумаги число 200 млн, следователь показал ее полковнику. Однако достоверность этой информации нельзя подтвердить, так как ни у источника, ни у редакции NewsTracker нет возможности в настоящее время связаться с Исаевым и лично узнать, насколько правдивы эта история.
Однако, как показывает практика подобных дел, говорить о невинности высокопоставленных силовиков стоит с осторожностью. Вот и в случае с полковником Гази Исаевым ничего утверждать со стопроцентной уверенностью нельзя. В пользу того, что он все же имеет отношение к бандподполью на Северном Кавказе, некоторые из тех, кто знал силовика еще до того, как тот занял должность начальника полиции Кизлярского района, приводят факт, что Исаев был близок с Сагидом Муртазалиевым, который до 2015 года возглавлял Пенсионный фонд Дагестана, а потом неожиданно для всех оказался в международном розыске по подозрению в финансировании терроризма и организации нескольких убийств.
Сам Гази Исаев, несмотря на все доводы следствия утверждает, что не имеет никакого отношения ко всем обвинениям и требует прекратить уголовное дело. Уже находясь под арестом, он даже написал письмо президенту Путину, в котором заявил, что «стал террористом, как только задел интересы спецслужб в Кизлярском районе». Рассмотрение уголовного дела полковника Исаева только началось. Как долго оно будет длиться и каков будет его итог — сложно сказать. Но однозначно оно уже стало одним из самых громких за последнее время. За ним пристально следят как в самом Дагестане, так и за его пределами.