Posted 19 декабря 2022, 14:29
Published 19 декабря 2022, 14:29
Modified 19 декабря 2022, 14:31
Updated 19 декабря 2022, 14:31
Десятилетняя проблема
В феврале 2022 года NewsTracker рассказывал о странной истории с недострем многоэтажного дома № 181а по улице Дзержинского краевой столицы. Изначально это должно было быть двухэтажное офисное здание. Однако через некоторое время местным жителям стало совершенно ясно, что в итоге будет построен многоквартирный жилой дом явно не в два этажа высотой. В 2012 году началась протесты людей, а эксперты из «Экологического конгресса Ставрополья» усомнились в надежности опорных конструкций, сделанных для двухэтажного здания. Также они сообщили, что объект высотой в 5 этажей может деструктивно влиять на соседние дома.
В итоге стройку остановили, а недострой начали демонтировать. Но до конца дело доведено не было, и более десяти лет здание возвышалось, уродуя общий вид улицы. Уже в 2017 году Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд обязал собственника сократить количество этажей до двух, однако решение застройщик проигнорировал.
В 2021 году администрация изменила вид разрешенного использования земельного участка на «гостиничное обслуживание» с пятью надземными этажами и тремя подземными. Но прокуратура внесла представление в мэрию, в итоге комитет градостроительства отозвал ранее выданное разрешение на строительство (реконструкцию) объекта. Причиной стало нарушение охранных зон исторического памятника — «Дома Щербаковых», где в 1840–1841 году останавливался Михаил Лермонтов.
После этого собственник обратился в суд с иском к комитету градостроительства администрации об отзыве разрешения. Пока шло разбирательство, суд удовлетворил ходатайство собственника о применении мер предварительной защиты, то есть до решения суда демонтировать этот недострой или же привести его в заявляемый двухэтажный вид запретили. В декабре 2021 года Ленинский районный суд Ставрополя вынес решение в пользу администрации. Однако в июне 2022 года Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда было вынесено решение в пользу застройщика. Точку поставил в сентябре Пятый кассационный суд, поддержав мэрию.
Тем временем стройка не прекращалась. От нее больше всего страдают жители нескольких домов по улице Авиационной и дома № 179 по улице Дзержинского.
«В период с июля 2021 года и по настоящее время на фундаменте и стенах многоквартирного дома № 179, где мы живем, образовались и продолжают образовываться многочисленные трещины, которые с каждым днем увеличиваются. Из-за этих изменений в доме также происходят порывы системы водоотведения», — рассказали люди.
Многоэтажке — быть
Интересно, что еще до сентябрьского решения Пятого кассационного суда, признавшего законным отзыв разрешения на строительство, в августе 2022 года, внезапно стало известно, что застройщик проведет реконструкцию объекта. Здесь будет гостиница в восемь этажей, три из которых — подземные. Также он должен будет привести в порядок прилегающий участок, в том числе территорию исторического объекта.
Ситуация возмутила общественников из движения «Депутаты против коррупции» и они обратились в прокуратуру края. В распоряжении редакции NewsTracker оказался ответ надзорного ведомства.
«Поскольку 28 октября в Комитет по градостроительству администрации Ставрополя представлен полный пакет документов, предусмотренных законом, в том числе согласование Управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия раздела проектной документации об обеспечении сохранности объекта культурного наследия регионального значения «Дом Щербаковых»», а также положительное заключение экспертизы проектной документации, 3 ноября Комитетом выдано разрешение на реконструкцию объекта незавершенного строительства под гостиницу со сроком до 4 апреля 2023 года», — сообщила и. о. прокурора города Татьяна Горгосова.
То есть застройщик предоставил ответ управления о том, что все в порядке и можно строить. Поэтому и. о. прокурора города сочла правильным изучить возможность проверки действий Управления, которое не увидело нарушений.
«Мною направлена информацию в прокуратуру края о рассмотрении вопроса проведения проверки соблюдения должностными лицами Управления по охране объектов культурного наследия требований законодательства при согласовании вышеуказанного раздела проектной документации, поскольку Управление не поднадзорно прокуратуре города. На основании изложенного в настоящее время основания для принятия прокуратурой города иных мер реагирования по доводам Ваших обращений не установлены», — резюмировала Горгосова.
Кто подписал согласование?
Но самое интересное — это ответ начальника краевого Управления по охране памятников Анны Коневой. Она напомнила, что «Дом Щербаковых» является объектом культурного наследия регионального значения и еще 4 июля 2022 года управление направило в администрацию уведомление о выявлении самовольной постройки. Следующий выезд на место сотрудники управления осуществили 19 октября.
Там они заметили стройку в границах объекта культурного наследия и на участке, связанном с ним, в нарушение требований статей 51, 36 Федерального закона.
«Собственнику земельного участка и застройщику объекта незавершенного строительства объявлены предостережения. В администрацию Ставрополя направлено письмо о рассмотрении уведомления о самовольной постройке с учетом вступившего в силу решения Пятого кассационного суда», — сообщила Конева.
Получается, Управление понятия не имеет о том, что давало согласование на строительство? Или же 4 июля и 19 октября строительство, с точки зрения управления, было незаконным, а 28 октября внезапно оказалось законным? Можно было бы предположить вариант изменения позиции Управления если бы ответ Коневой общественникам не был датирован 15 декабря. Если бы позиция была изменена — об этом сообщили бы в ответе. В итоге возникает вопрос: какой документ якобы от Управления был предоставлен застройщиком в администрацию Ставрополя, после чего строительство вновь «узаконилось», да еще и на восемь этажей? Если краевая прокуратура решит проверить деятельности Управления по рекомендации прокурора Горгосовой, то этот вопрос может стать основным и очень неудобным.
Также есть смысл выяснить, велось ли строительство с 7 сентября 2022 года (когда было вынесено решение Пятого кассационного суда) и до 3 ноября, когда Комитет выдал разрешение на реконструкцию.