Posted 16 декабря 2022, 07:11

Published 16 декабря 2022, 07:11

Modified 16 декабря 2022, 07:13

Updated 16 декабря 2022, 07:13

Воздушный пузырь Мамисона: почему в Северной Осетии так и не появился свой курорт

16 декабря 2022, 07:11
Вопрос о том, что Северной Осетии нужен свой собственный горнолыжный курорт, в правительстве республики разных лет поднимался не один раз. При нынешнем главе Сергее Меняйло строительство в Мамисонском ущелье вновь актуализировали.

На эти цели уже выделено несколько миллиардов рублей из федерального бюджета. Однако, по словам жителей Северной Осетии, практически ничего, кроме красивых 3D-картинок и промо роликов, до сих пор не сделано. NewsTracker изучил документы, касающиеся курорта, и попытался понять, когда Мамисон начнет работу и случится ли это вообще.

Идея построить в Северной Осетии круглогодичный горнолыжный туристско-рекреационный комплекс «Мамисон» появилась еще 12 лет назад. Тогда, в 2010-м и в последующие годы, в районе недалеко от Зарамагской ГЭС успели отремонтировать небольшой участок дороги, смонтировать водовод и несколько линий электропередач для будущего курорта. В 2016 году строительство заморозили на три года, и лишь в 2019 году за «Мамисон» взялись с новыми силами. Очень быстро правительству Северной Осетии удалось заручиться поддержкой федерального центра и получить финансирование на несколько миллиардов рублей.

Если исходить из того, как власти региона видят курорт в ближайшем будущем, то «Мамисон» должен стать самым большим и современным в России, выйдя на один уровень с французским Куршавелем или швейцарским Давосом. Однако, несмотря на такие грандиозные планы и заявления об открытии «Мамисона» уже в 2024 году, в настоящее время строительство практически не ведется, что ставит под сомнение не только начало горнолыжного сезона-2024 в Мамисонском ущелье, когда здесь должна заработать первая канатка и открыться часть объектов инфраструктуры, но и реализацию проекта в целом.

Самый большой

Заведения общепита, магазины брендовой одежды, развлекательные и увеселительные заведения, санатории, СПА-центры, гостиницы и апарт-отели. Все это, по задумке авторов проекта круглогодичного горнолыжного туристско-рекреационного комплекса «Мамисон», должно быть реализовано уже к 2023–2024 годам. Курорт должен стать самым большим на Северном Кавказе. На одном из промороликов, который представили несколько лет назад, можно увидеть постройки, стилизованные под традиционные для Северной Осетии родовые башни, выполненные из дикого камня. Кроме того, разработчики заявили о том, что планируют интегрировать в современную инфраструктуру курорта все исторические памятники, которые находятся на территории комплекса.

Еще одним важным пунктом, на который обращают внимание проектировщики «Мамисона» — это горнолыжные трассы и уникальные канатные дороги и подъемники — 10-местная канатка гондольного типа протяженностью почти 3,5 км и кресельная вместимостью шесть человек, длиною 1,7 км. Все оборудование планировали закупать у иностранных производителей. Первоначально это должна была быть компания из Франции, но после введения экономических санкций был найден новый подрядчик из России. В итоге «Мамисон» должен стать самым современным и технологичным среди всех курортов Северного Кавказа. 

Сколько выделено средств

Первые средства для «Мамисона» были выделены еще в далеком 2010 году. Тогда на изыскательские работы, подготовку проектной документации и строительство нескольких объектов инфраструктуры, по данным министерства экономического развития Северной Осетии, было потрачено порядка 2,2 млрд рублей. Следующие поступления были зафиксированы через три года. В 2013 году из федерального бюджета выделили около 121 млн рублей. Они были также предназначены для изыскательских работ и разработку сопроводительных документов. В следующие два года правительство Северной Осетии получило еще чуть более 245 млн рублей, которые опять пошли на проектирование будущего горнолыжного комплекса и лишь часть — на обустройство территории курорта и строительство объектов инфраструктуры, а именно реконструкцию тоннеля рядом с Зарамагской ГЭС. 

Начиная с 2018 года, проект «Мамисон» после двухлетнего простоя вновь начал получать финансирование и, в отличие от прошлых лет, выделяемые суммы резко возросли. Однако, как и прежде, практически все средства были запланированы на разработку проектной документации, ее корректировку и прочую бумажную работу.  Если подсчитать, сколько тендеров (а соответственно, и денег) было размещено на портале госзакупок, начиная с 2013 года, то получается, что «Мамисон» уже сейчас обходится бюджету более чем в два миллиарда рублей. Сюда же нужно добавить еще 2,2 млрд, полученных в 2010 году. Предполагается, что в конечном итоге весь объем финансирования составит примерно 15,5 млрд рублей. Из них 6,5 млрд даст государство, остальные девять — частные инвесторы. 

Ход строительства

Несмотря на то, что часть бюджетных денег уже потрачена или будет потрачена в ближайшее время (тендеры завершатся до конца 2022 года), в курортной зоне практически ничего нет, за исключением поселка Калак, который и должен стать основным местом, где будут находиться вся инфраструктура будущего горнолыжного комплекса. 

Поселок этот построен не сейчас. Он находится здесь уже несколько сотен лет и был важным стратегическим объектом в прошлом. Его власти Северной Осетии включили в программу по реконструкции и пообещали сохранить все исторические и культурные объекты, находящиеся на территории населенного пункта, выделив на разработку этого проекта более 52 млн рублей. Из всего, на что была выделены такие огромные деньги, до конца реализован только проект тоннеля в районе Зарамагской ГЭС. На эти цели первоначально было запланировано потратить 668 млн рублей. Однако, как рассказали в правительстве республики, в итоге он обошелся в 1,1 млрд  рублей.  Работы здесь были начаты еще в 2020 году и завершились лишь в середине декабря 2022 года, при том, что его длина — всего 496 метров.

О торжественном открытии тоннеля 13 декабря сообщил глава республики Сергей Меняйло. Кроме него, видео с церемонии открытия опубликовали практически все местные СМИ. При этом реконструкция полукилометрового участка дороги была преподнесена как нечто очень важное и необычайно сложное. Хотя на самом деле тоннель в настоящее время не имеет никакого стратегического значения — в зону будущего курорта можно было проехать и раньше, в том числе и спецтехнике. 

Кому уходят деньги

Отдельно стоит отметить стоимость проекта. Прибегая к несложным математическим расчетам можно вычислить, что один метр тоннеля обошелся бюджету в  2,17 млн рублей. Чтобы понять, много это или мало, можно сравнить его стоимость с проектами тоннелей в других странах, например, с семикилометровым тоннелем через горы Цюеэршань, расположенным на высоте 4 300 метров над уровнем моря. Так вот стоимость одного километра здесь составила почти 1,8 млн в перерасчете на рубли. 1,8 млн рублей за километр против 2,17 млн за метр. При этом тоннель в Северной Осетии не прокладывали с нуля, как в Китае, его лишь реконструировали. Он был построен еще в 80-х годах прошлого века при возведении гидроэлектростанции и использовался в качестве технического для быстрого перемещения строительной техники. 

Открывать тоннель приехали первые лица правительства Северной Осетии, в том числе и председатель правительства республики Борис Джанаев. Выступая перед собравшимися, он сообщил, что уже в следующем году в «Мамисоне» начнутся строительные работы. По его словам, «все идет в штатном режиме» и курорт начнет свою работу согласно графику. А должно это случиться уже в 2023 году. Планируется, что следующей зимой сюда приедут первые отдыхающие. Полностью же комплекс должен быть сдан в 2024 году. Но учитывая темп работ, а точнее их отсутствие, в это верится с трудом.

Еще одна интересная деталь, касающаяся строительства «Мамисона», которая может помочь понять, почему все идет так долго, дорого и неэффективно. Многие тендеры, как уже разыгранные, так и те, что еще только поданы, выглядят весьма сомнительными. Точнее не сами тендеры, а их победители и участники. Одним из таких аукционов стал подряд на выполнение проектной документации объектов в поселке Калак. Первоначальная его стоимость была оценена в 1,898 млрд рублей, но в итоге, предложив на 23 тысячи рублей меньше конкурентов, его выиграла фирма «Транскамстрой-Сервис», которая принадлежит некой Татьяне Букуловой. Бизнесвумен из Москвы, судя по всему, связана с депутатом Государственной думы России от Северной Осетии Зурабом Макиевым, являющегося членом комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству. 

Хотя в антикоррупционной декларации Макиева, которую депутаты публикуют ежегодно, Букулова не фигурирует в качестве законной супруги или другой родственницы, но по данным ее социальных сетей, можно предположить, что она является как минимум матерью его детей. Так, на фотографиях, Букулова запечатлена вместе с Макиевым и детьми, которые носят такую же фамилию, они в комментариях к фото называют их «мама и папа». Кроме того, среди подписчиков у бизнесвумен есть люди с фамилией Макиевы, которые также в подписях к фотографиям указывают, что Букулова приходится им родственницей.

Кроме родственных связей с Зурабом Макиевым, собственница «Транскамстрой-Сервис» может приходиться невесткой
Гайозу Макиеву, тоже в прошлом депутату, но только североосетинского парламента. Он в свое время занимал должность начальника Северо-Кавказского управления «Автодора» и руководил Северо-Кавказским филиалом Главгосэкспертизы, которая занимается в том числе и проверкой проектной документации и результатов инженерных изысканий. В связи с чем выигрыш фирмы «невестки» в почти двухмиллиардном тендере не кажется случайным совпадением.

«Проектом никто не занимался»

Несмотря на заверения властей Северной Осетии, что «Мамисон» уже вот-вот будет готов и что все идет по плану, большинство жителей республики, да и эксперты в области строительства и туризма давно потеряли всякую надежду увидеть горнолыжные трассы европейского уровня в Мамисонском ущелье. Это можно увидеть, если просто  почитать комментарии под любым постом, касающимся строительства комплекса. Однако такого мнения придерживаются не только жители республики, но и некоторые официальные лица.

Так, в 2017 году, когда строительство «Мамисона», по словам руководства Северной Осетии, было в самом разгаре, республику посетил Олег Белавенцев, занимавший в то время должность полномочного представителя президента России в Северо-Кавказском федеральном округе. Он в сопровождении делегации из региональных чиновников посетил место будущего курорта. 

«У меня такое ощущение, что этим проектом никто не занимался. Одно хочу сказать —  взяли и позволили, чтобы этот проект „утопили“. Место интересное, оно может быть горнолыжным, приличным и современным курортом. Надо совместно заниматься проектом. Нужно доводить все до конца», — сказал Белавенцев.

Полпред тогда пояснил, что заморозка проекта в 2016 году стала результатом плохой работы местных властей, которые, несмотря на выделенные из федерального бюджета —огромные по меркам республики — средства, почти за шесть лет практически ничего не сделали, кроме маломощной ЛЭП, водовода и небольшого участка дороги на подъезде к «Мамисону». Чиновники тогда в оправдание сообщили Белавенцеву, что проблема таких низких темпов строительства заключается  в отсутствии необходимых коммуникаций и въезда в Мамисонское ущелье. Провожая полпреда, руководство республиканского комитета по туризму в лице тогдашнего директора Вильяма Гагиева, обещало исправить ситуацию и организовать в самое ближайшее время работу должным образом.

С тех пор прошло уже восемь лет. Однако, ничего в «Мамисоне» не поменялось. Инфраструктуры здесь так и не появилось, если не считать открытый с помпой полукилометровый тоннель и постройки 80-х годов прошлого столетия. Складывается устойчивое впечатление, что несмотря на все обещания главы Северной Осетии и руководителей других структур, круглогодичный горнолыжный туристско-рекреационный комплекс «Мамисон» при всем желании никак не сможет даже не в полную мощность начать работу в следующем зимнем сезоне и уж тем более открыться в полном объеме в 2024 году, как обещали первоначально. За то время, пока местные фирмы и чиновники «осваивали» бюджет, другие успели спроектировать и построить несколько десятков проектов горнолыжного кластера в Сочи, где кроме возведения различных олимпийских объектов по сути на «голом» месте, были реализованы сложнейшие дороги, мосты и тоннели (их там девять, протяженностью 7,3 км). И на все это потребовалось всего пять лет, что в сравнении с 12 годами в Северной Осетии совсем немного.

По сути, реконструкция крошечного тоннеля и освоение нескольких миллиардов бюджетных средств, большая часть которых пошла на проведение проектных и изыскательских работ, — это все, что удалось сделать властям Северной Осетии для открытия «стратегического объекта республики, входящего в топ прорывных проектов социально-экономического развития региона».

Подпишитесь