Posted 15 декабря 2022,, 14:29

Published 15 декабря 2022,, 14:29

Modified 15 декабря 2022,, 14:41

Updated 15 декабря 2022,, 14:41

Смогут ли исполнить? В Ставрополе приняли схему организации транспорта на 10 лет

Смогут ли исполнить? В Ставрополе приняли схему организации транспорта на 10 лет

15 декабря 2022, 14:29
Фото: newstracker.ru
В Ставрополе приняли главный документ, отвечающий за развитие общественного транспорта в городе в ближайшие 10 лет. Во время разработки его обсуждали с общественниками и экспертами, но те все же оказались недовольны последней версией документа. В причинах споров разбирался корреспондент NewsTracker.

Что такое КСОТ?

Как пояснил урбанист, член комиссии по развитию общественного транспорта при министерстве дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края Андрей Черняков,  КСОТ — это комплексная схема организации транспорта на ближайшие 10 лет. То есть документ стратегического транспортного планирования, который определяет, как, куда, какими автобусами, по каким маршрутам и улицам в городе будет ходить общественный транспорт. Вопросов, на которые должна отвечать схема, множество, в их число входит, например, введение проездных билетов, тариф и многое другое. 

«Это основополагающий документ по общественному транспорту. Несмотря на то, что в названии указан общественный транспорт, он влияет на все — на автомобилистов, пешеходов, пользователей средств малой мобильности. Общественный транспорт — неотъемлемая часть жизнеобеспечения жителей города. Если транспорт хороший, то и автомобилисты смогут отдать предпочтение ему, а это путь к решению проблемы пробок. Но если КСОТ плохой, его и реализовать нельзя, и проблему пробок он не решит, а может и ухудшить качество жизни в городе», — рассказал эксперт.

Ранее в Ставрополе вообще не было КСОТа, в отличии от многих других городов, и развитие общественного транспорта шло непоследовательно, хаотично без какой-либо стратегии, отметил Черняков.

Кто ответственный?

Еще один важный вопрос — то, что несколько лет назад весь общественный транспорт Ставрополя перешел в ведомство Миндора. Именно министерство отвечает за контроль над пассажирскими перевозками, за выпуск подвижного состава, за работу маршрутов.

При том, что вся дорожная инфраструктура (обслуживание остановок, светофоров, а также разработка документов стратегического транспортного планирования) осталась в распоряжении Ставрополя. 

Напомним, до 2021 года администрация муниципалитета контролировала все это. 

Поэтому сейчас полномочия каждого органа могут показаться горожанам размытыми и запутанными. 

«В данной ситуации заказчиком разработки КСОТ выступает администрация города Ставрополя. Она формирует техническое задание, ищет подрядчика для выполнения работ», — пояснил собеседник агентства.

По его словам, принимать выполненную работу также должна администрация.

Как отметил урбанист, если подрядчик сдаст мэрии некачественный проект, то Миндор в итоге не сможет его выполнить.

«И сейчас все идет к некачественному проекту. По сути подрядчик „Ставропольдорпродукт“ получил 3 миллиона за работу, которая в других городах стоила 40, а то и 60 миллионов. Поэтому неудивительно, что у подрядчика не хватает ресурсов на качественное исполнение», — отметил Черняков.

Дело в техзадании?

Урбанист считает, что принимать КСОТ  в таком виде, каким его представляли на совещаниях в последний раз, нельзя. Он уже изучал и анализировал 4-5 версий проекта, и к каждой из них у него были претензии. 

«Еще самая первая версия вообще не соответствовала техническому заданию. Например, в ТЗ просят прописать приоритет общественного транспорта, а в КСОТе указано, что приоритет обеспечивается за счет внеуличных переходов (подземных и надземных). Но это ответ на другой вопрос», — отметил собеседник агентства.

Он вспоминает и отсутствие необходимого анализа подвижности населения, количества поездок на душу населения, потребностей в водителях. Подрядчик эту часть техзадания не выполнил. 

«С течением версий в документе начали появляться некоторые недостающие показатели, но не все. Так, например, без анализа остался генеральный план города, то есть в КСОТе нет понимания, куда и как будет „расти“ Ставрополь. Не было увязки с внедрением интеллектуальной транспортной системы», — рассказал Черняков.

Что не так?

Особую боль урбанистов вызвало сначала полное отсутствие выделенных полос для общественного транспорта, а затем их малое количество (3-5 км). Этого не хватило бы на то, чтобы повлиять на работу автобусов. 

«Подрядчик странно подошел и к классам автобусов (вместимость и размер). Сначала он почти везде указал большой и средний класс, потом после наших замечаний, вместо того, чтобы провести исследование, по всем маршрутам, кроме № 45, убрал большой класс без каких-либо пояснений», — рассказал собеседник.

Кроме того, численность населения в Ставрополе уже обязывает вводить пересадочный проездной и создавать комфортную пересадочную сеть, но подрядчик решил, что транспортная сеть должна остаться прежней (длинные маршруты через весь город) и проездной не нужен.

В итоге в документе все маршруты разделяются на магистральные (ходят каждые 5 минут) и «второго порядка» (ходят реже, но зачастую дублируют магистральные). 

Еще подрядчик не учел и тот факт, что все перевозчики получили за последние полтора года свежие свидетельства на осуществление перевозок, которые будут действительны 5 лет. Отозвать их в течение этого времени не получится. 

«Ставрополь поздно начал транспортную реформу. Если бы этим вопросом занялись 3-4 года назад, то ее успели бы провести до выдачи новых свидетельств. Все эти замечания критические и сильно влияют на качество общественного транспорта», — заявил активист.

Приняли?

Как рассказали общественники, подрядчик должен был сдать проект еще в феврале 2022 года, но из-за доработок сроки затянулись.

По мнению урбаниста, на разработку нормального КСОТа необходимо не менее года, как минимум потому что есть сезонность и колебание пассажиропотока. У общественников такая задержка в принятии документа вызвала много вопросов. 

За комментариями NewsTracker обратился в Комитет городского хозяйства Ставрополя (КГХ), который разработал техническое задание. 

И первое, что сообщил собеседник, — разработка КСОТ завершена, министерство дорожного хозяйства и транспорта региона документ согласовало и в ближайшее время он будет принят и опубликован в газете, как это обычно происходит с новыми правовыми актами.

Заместитель руководителя комитета городского хозяйства Максим Хусаинов рассказал NewsTracker, что по документам КСОТ должны были разработать и утвердить в срок до 01 апреля 2022 года.

«По результатам проведенного министерством в январе текущего года открытого конкурса на право осуществления регулярных перевозок по 25 муниципальным маршрутам его победителям предоставлялся девяностодневный срок до начала перевозок, который истек в конце апреля текущего года. В связи с отсутствием у подрядчика возможности по вышеуказанной причине провести обследование пассажиропотоков по муниципальным маршрутам министерство продлило срок разработки КСОТ до 1 июля 2022 года», — пояснил собеседник.

По словам собеседника, увеличенные сроки согласования были связаны с тем, что документ обсуждался очень широким кругом лиц и каждый хотел внести в КСОТ то, что ему хотелось, невзирая на возможности и размер бюджета, а также отстраняясь от существующей в стране экономической и политической ситуации. 

«Обсуждение проекта КСОТ неоднократно проводилось в министерстве на совещаниях с участием перевозчиков, представителей общественности, средств массовой информации, сотрудников ГИБДД и других заинтересованных лиц. Участниками совещания поэтапно вносились различные предложения по дополнению и изменению КСОТ, связанные с обеспечением приоритета для движения общественного транспорта по улично-дорожной сети города Ставрополя, развитию транспортной инфраструктуры, обоснованию необходимости отмены, установления или изменения муниципальных маршрутов, целесообразности перевода регулярных перевозок с нерегулируемого тарифа на регулируемый тариф и прочие замечания», — пояснил Хусаинов.

По мнению собеседника, никто не учитывал, что тарифы выросли, лизинговые платежи тоже, а доходы перевозчиков — нет.

Неизвестно, вносились правки в документ после последних обсуждений, но в КГХ заверили, что это не критично, так как в схему можно будет вносить изменения после принятия.

Как ситуация с комплексной схемой организации транспорта сложится на практике, пока неизвестно, но NewsTracker будет следить за происходящим. 

"