Posted 8 декабря 2022,, 07:27

Published 8 декабря 2022,, 07:27

Modified 8 декабря 2022,, 07:29

Updated 8 декабря 2022,, 07:29

Купить или ремонтировать? На фоне дефицита авто в Ставрополе вырос спрос на ребилдинг

8 декабря 2022, 07:27
С сокращением поставок иномарок и запчастей к ним в России вырастет спрос на ребилдинг — услуги по восстановлению узлов и агрегатов машин. При этом в регионах отрасль пока находится в зачаточном состоянии. NewsTracker узнал о перспективах рынка.

За первые шесть месяцев 2022 года на Ставрополье было продано 5,8 тысячи новых легковых автомобилей. Это в два раза меньше, чем в первом полугодии прошлого года, когда в крае было куплено 13 тысяч новых машин. И такая тенденция наблюдается по всей стране: авторынок рухнул больше чем на 50% с введением санкций и прекращением поставок автомобилей ведущих производителей.

Дальше будет только хуже, уверены участники авторынка. Основатель сервиса «Автомаркетолог» Олег Мосеев считает, что до конца 2022 года падение рынка новых машин будет еще глубже, а восстановления в 2023 году не предвидится.

Россиянам в таких условиях остается либо покупать отечественные и китайские автомобили, либо ремонтировать старые. И тут на помощь приходит ребилдинг.

Что такое ребилдинг?

Ребилдинг — это восстановление автозапчастей, узлов и агрегатов автомобиля. От обычного ремонта машины ребилдинг отличается тем, что мастера стараются максимально сохранить существующие детали, а не заменять их на покупные запчасти. При ребилдинге узлы и агрегаты разбираются, их компоненты шлифуются, затачиваются и очищаются для восстановления функциональных характеристик. Таким образом срок работы всего автомобиля может продлеваться достаточно долго.

Индустрия ребилдинга в России находится в зачаточном состоянии. В регионах практически не найти компанию или мастера, которые бы профессионально занимались восстановлением автозапчастей. В Ставропольском крае услуги, которые можно назвать ребилдингом, широко представлены только в секторе сельскохозяйственной техники. Так сложилось исторически, что в аграрном регионе предприятия, занимающиеся восстановлением сельхозмашин и их комплектующих, существуют издавна. Вот и сегодня в одном только Ставрополе насчитывается более 40 предприятий, которые предоставляют услуги ребилдинга и ремонта сельхозтехники и оборудования.

Но рядовому автовладельцу повезло меньше. На сайте частных коммерческих объявлений можно найти разве что отдельных мастеров и автосервисы, которые предлагают услуги по восстановлению двигателя, автоматической коробки передач, рулевой рейки и других узлов. Капитальный ремонт двигателя иномарки в Ставрополе можно заказать по цене от 15 тысяч рублей. Восстановление рулевой рейки на Ford S Max обойдется в 16 тысяч рублей.

Рынок ждет

Между тем перспективы у рынка ребилдинга в России большие. По данным РБК, в стране насчитывается 369 машиностроительных заводов и порядка 70 тысяч автосервисов. При этом ребилдингом занимается не более 500 компаний. Объем рынка восстановления автозапчастей сегодня — около 70 миллиардов рублей.

Большинство специализированных предприятий по ребилдингу сосредоточены в столичных регионах. Из известных можно назвать компании «Механика» Дмитрия Даньшова, «Гидравлика» Юрия Валько, «Авир Групп» Алексея Родионова. Все три так или иначе присутствуют в регионах. Например, принимают на ремонт запчасти, полученные от автомастерских по всей стране. На сайте «Механики» говорится, что ее представительства открыты в 42 городах страны. Ставрополя, правда, среди них нет. А «Авир Групп», которая специализируется на ремонте АКПП автобусов и спецтехники, принимает на работу агрегаты из всех регионов.

Эксперты говорят, 70% изношенных агрегатов в машинах можно восстановить. Стоить они будут минимум в два раза меньше, чем новые. А экономия только на металле составит сотни тонн в год. По словам владельца «Механики» Дмитрия Даньшова, помимо экономии денег для владельца авто, ребилдинг уменьшает и ущерб экологии.

«Для того, чтобы через три года купить новый автомобиль, нужно расковырять земной шар, вытащить оттуда руду, в угольной домне выплавить чугун. Из этого чугуна в индукционной печи выплавить сталь. Эту сталь закатать, прокалить… Это огромный углеродный след, это колоссальные затраты энергии», — говорит Даньшов.

Сейчас компании, специализирующиеся на ребилдинге, принимают в работу в основном двигатели и агрегаты редких или люксовых моделей автомобилей. Это оправдано экономически, говорит владелец технического центра «Гидравлика» Юрий Валько.

«Если автомобилю 10 лет плюс, то стоимость нового агрегата иногда равна стоимости автомобиля, причем тоже нового. Поэтому смысл покупать новую запчасть [для дорогого автомобиля] вообще отсутствует. Но владельцы каких-нибудь Hyundai или Kia ко мне не придут. Им проще купить новую деталь и поставить. А чтобы восстановить [запчасть], мне нужно как минимум 5 тысяч рублей на работу, аренду и все остальное», — говорит Валько.

Но в нынешних условиях ситуация может очень скоро измениться. И тогда услуги ребилдинга будут востребованы у все более широкой аудитории — от владельцев люксовых Mercedes до бюджетных, но сложных в ремонте Peugeot.

«Отрасли как таковой нет»

Главная проблема ребилдеров в России — в том, что официально они как бы не существуют. То есть услуги по восстановлению автодеталей оказываются, спрос на них растет, появляются новые предприятия, но официально в нормативных документах такого рода деятельность не прописана. А это значит, что компании не могут получать господдержку, льготы и объединяться в ассоциации.

«Нет такой отрасли, некого поддерживать. Нет нормативно-правовой базы, это самое главное. Естественно, что куча проблем возникает у тех, кто этой работой занимается. Это касается ведь не только автомобильной промышленности. Это касается технических средств самого широкого спектра», — говорит президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.

По мере развития отрасли компании обязательно столкнутся с необходимостью формального декларирования их деятельности, говорит глава ТПП.

«В основном это малые и средние предприятия, и все наши нормативные документы, все наши инструменты по поддержке МСП могут заработать для них только в том случае, если они легально будут существовать. Государство должно отрегулировать проблему технической исправности автомобилей в течение всего его жизненного цикла. Это нормативно-правовое обеспечение, это доступ к финансовым ресурсам, возможность поддержки этих предприятий», — говорит Катырин.

В ноябре участники круглого стола в Торгово-промышленной палате предложили Минпромторгу включить восстановителей в Стратегию развития автомобильной промышленности до 2035 года. Если это сделают, у ребилдеров появится доступ к технической информации производителей. Отрасль получит собственный код ОКВЭД. А это позволит создать программу подготовки кадров, сформировать для восстановителей общие стандарты и единое техническое регулирование. По оценкам Союза автосервисов, ребилдеры могут закрыть около трети потребности страны в агрегатах для ремонта.



"