В начале этой недели широкой общественности стало известно о массовой гибели тюленей в Дагестане. На берегу Каспийского моря экологи обнаружили более двух с половиной тысяч туш. Называются разные причины случившегося — от выброса метана до работы биолабораторий США. По словам экоактивистов, гибель животных может означать лишь одно — серьезные проблемы в экологии Дагестана и других стран, имеющих выход к Каспию. Чтобы понять насколько серьезна ситуация, корреспондент NewsTracker пообщался с генеральным директором Каспийского природоохранного центра Зауром Гапизовым.
«Количество растет»
По словам экологов, каспийские нерпы — уникальные животные. Помимо того, что их, по примерным подсчетам, осталось порядка 70 тысяч в мире, так они еще и обитают только в Каспийском море, что делает их более уязвимыми по сравнению со своими сородичами. В России есть еще лишь один подобный вид — байкальская нерпа. И та, и другая являются пресноводными и при этом могут жить до 45 лет.
Поэтому массовая гибель, которая произошла в начале декабря, однозначно отрицательно скажется на их популяции. Количество найденных мертвых животных резко выросло с 600-700 на 3 декабря до 2,5 тысяч — на 6 декабря. Туши находили особенно часто в районе Юзбаша, а также между устьями рек Сулак и Шуринка.
«К четвертому декабря на побережье Каспийского моря было обнаружено 1700 туш каспийской нерпы. Мы писали об этом в своих соцсетях, где активно освещаем ситуацию. Уже тогда мы говорили, что это не окончательная цифра. Что в следующие дни подтвердилось. Их количество растет. Сейчас уже насчитывается более 2,5 тысячи. Пока сложно говорить о причинах столь массовой гибели, но работа в этом направлении ведется», — сообщил генеральный директор Каспийского природоохранного центра Заур Гапизов.
Не метан?
На данный момент озвучено несколько версий гибели такого большого количества нерп. Экологи, представители органов власти и простые жители предполагают разные причины. И здесь, на удивление, много вариантов, начиная от очень реалистичных, вроде техногенной катастрофы, до каких-то фантастических — применения США тайных разработок из секретных биолабораторий. Но все же экологические организации, работающие в регионе, пока не могут дать однозначного ответа и назвать точную причину гибели животных. По мнению Заура Гапизова, только обширная экспертиза может ответить на этот вопрос.
«У нас пока нет какой-то единой версии. Пока нет лабораторных анализов, нельзя ничего точно утверждать. Единственное, что можно точно сказать — это версии, которые абсолютно исключены. Среди них браконьерство, так как на телах нерп не находим ни каких-то крючков, следов сетей и тому подобного. Также исключены антропогенные факторы — животные упитанные и выглядят здоровыми», — поясняет Гапизов.
По словам эколога, гибель нерп произошла не одномоментно. Все случилось несколько недель назад, а то, что туши именно сейчас выносит на берег, вызвано погодными условиями — в последние несколько дней на Каспие шторм.
«Это случилось не вчера и не только в дагестанской акватории Каспийского моря. На берег выбрасывает новые туши, которые мы находим сейчас, и они уже с признаками разложения. Поэтому можно сделать вывод, что что-то произошло с ними по меньшей мере две недели назад, а может и больше. Поэтому версий пока много, но пока нет официальных анализов, придерживаться какой-то одной сложно», — рассказывает эколог.
Одна из версий, которую приводят некоторые СМИ со ссылкой на слова старшего преподаватель кафедры океанологии географического факультета МГУ Сергея Мухаметова — выброс метана в результате сейсмической активности. Мухаметов считает, что выделившийся газ мог вызвать удушье у животных и привести к гибели. Директор Каспийского природоохранного центра Заур Гапизов не согласен с этим мнением, так как считает, что в случае, если бы это было так, то экологи обнаружили бы и другие факты, подтверждающие версию с метаном.
«Мы слышали эту версию, но подтвердить мы ее не можем, потому что за время обследования береговой линии не встречали ни одной мертвой рыбы. Если бы выброс метана имел место быть, то должна была погибнуть хотя бы одна рыба, она же жабрами дышит. Вряд ли метан действует губительно только на млекопитающих, в данном случае нерп, а остальные обитатели Каспия остаются невредимыми. Может, это был какой-то другой газ? Пока неизвестно», — поясняет Гапизов.
Америка и нефть
Однако, не все согласны с мнением экологов. Некоторые высказывают более смелые версии, как, например, депутат Госдумы от Дагестана Абдулхаким Гаджиев. В интервью РИА Новости он заявил, что в гибели нерп виновны США. По словам законотворца, атака на животных могла стать ответом на проведение специальной военной операции на Украине.
«Я имею в виду биологические лаборатории США, которые рассредоточены едва ли не по всему периметру границ Российской Федерации. Чем в них занимаются ученые -вирусологи Пентагона? Вряд ли созиданием. С началом СВО на Украине американские лаборатории были в спешном порядке демонтированы, а оборудование и результаты исследований вывезены. Видимо, есть что скрывать», — рассказал Гаджиев.
Общественники Дагестана выдвигают свою версию. По их словам, к гибели нерп могут быть причастны топливные базы, так как туши тюленей обнаружены именно в районе Махачкалинской нефтебазы. Здесь, по словам местных жителей, есть три нефтеперерабатывающих завода, но только один из них работает легально. Остальные два, как уверяют активисты, уже давно функционирует «втемную», и на это местные власти закрывают глаза.
Что будет после катастрофы
Независимо от того, какая из версий в итоге окажется верной, масштаб и последствия случившегося уже сейчас оцениваются как экологическая катастрофа. А чтобы в дальнейшем избежать подобного, среди предложений звучит идея создания как минимум реабилитационного для раненых животных в регионе. Максимум — предлагают наладить «тесное взаимодействие в вопросах экологии органов власти со специалистами на местах, разбирающимися в вопросе».
«Мы планируем наладить этот процесс, в том числе обратимся к соответствующим ведомствам, чтобы совместно провести экспедиции к местам лежбищ тюленя. Их необходимо чипировать и посчитать. Также в Дагестане необходим реабилитационный центр, где занимались бы ранеными и ослабленными животными и потом выпускали на волю. Такие центры есть в Казахстане, Иране, Владивостоке, Калининграде, Санкт-Петербурге и на Байкале. Пора и в Дагестане создать что-то подобное», — пояснил в заключении разговора Заур Гапизов.
В свою очередь, в Министерстве природных ресурсов и экологии России заявили, что к расследованию обстоятельств случившегося и установлению причин ЧП привлечены все возможные ресурсы. О каких-то результатах, по словам руководителя ведомства Александра Козлова, можно будет говорить лишь после 15 декабря, когда специалисты завершат обследование всего побережья, где были обнаружены мертвые животные, а это более 320 километров.