Правоохранители в свою очередь обвиняют историка (и не безосновательно) в популяризации сепаратизма и фашизма. NewsTracker попробовал разобраться в ситуации.
Хаджи-Мурад Доного — достаточно известная фигура не только в Дагестане, но и на Кавказе в целом, причем не только в северной его части, но и южной, например, в Грузии, где он частый гость. Новость об обыске в его доме очень быстро облетела крупные и не очень дагестанские Telegram-каналы. О «беспределе» со стороны силовиков заявили некоторые правозащитные организации и частные лица. По их словам, да и сам историк так считает, с ним просто сводят счеты за его твердую позицию в отношении истории Северного Кавказа и участие в научных конференциях. А вот правоохранители придерживаются иного мнения. Доного упрекают в популяризации сепаратизма в регионе. Кроме того, историк оказался большим любителем Второй мировой войны, в большей степени темы того, как у Третьего рейха складывались отношения с народностями Северного Кавказа в те годы.
Историк всея Кавказа
Хаджи-Мурад Доного — историк родом из Буйнакского района Дагестана. Имеет ученую степень доктора исторических наук, кандидат педагогических наук. И до недавнего времени — заместитель директора Национального музея Дагестана. Свой путь Доного начал с защиты кандидатской диссертации на тему «Личность имама Шамиля как фактор воспитания дагестанских школьников». Это происходило в 1999 году, когда после нападения отрядов боевиков под руководством Хаттаба и Басаева на Дагестан началась вторая чеченская компания. Еще тогда, как рассказывали некоторые коллеги Доного, поднятие темы Имама Шамиля и его походов против России вызвало у многих неоднозначное отношение как к самому историку, так и к его компетентности.
Однако, это никак не повлияло на его профессиональную деятельность, и уже примерно через 10 лет о нем отзывались как об авторитетном историке, эксперте и востоковеде. К настоящему моменту нет практически ни одного вопроса или темы, на которые не высказался Доного. В соцсетях его даже в шутку называли «Историк всея Кавказа». Несмотря на такое в некоторой степени насмешливое отношение к себе, историк продолжает выпускать книги и вести лекции по теме жизни народов Кавказа при царях и советской власти.
Оправдание фашизма
Но не все согласны с таким описанием Хаджи-Мурада Доного. Например, правоохранители Дагестана считают его одним, если не идеологом, то уж точно популяризатором северокавказского сепаратизма. Кроме того, его многочисленные книги и публичные выступления вполне попадают под статью 354 УК РФ «Реабилитация нацизма». Дело в том, что Доного долгое время собирал информацию о том, что происходило на Северном Кавказе в период его оккупации и последующего освобождения региона от немецких войск. Помимо этого, историк считает, как он не раз заявлял, что еще со времен царской России северокавказские народы вели и продолжают вести «освободительную борьбу за свою независимость». Например, он выступал против установки бюста Петра Первого, которого считают инициатором основания Махачкалы. Доного пояснил свое решение тем, что «Петр Первый стал первым колонизатором Дагестана». Также историк в своих трудах рассказывает, что одним из самых «темных периодов Дагестана» стало завоевание Кавказа, а в частности Дагестана и Чечни императором Александром Первым. Историки и современники того времени не раз отмечали, что иногда освоение Северного Кавказа проходило не совсем корректно, часто использовалась жесткая тактика «выжженной земли». Действительно, такие факты были. Однако, Доного в своих выступлениях, рассказывая о Кавказской войне, делал особый упор на это, не упоминая других фактов, а однажды даже потребовал вынести генералу Ермолову общественный приговор, а горцев, воевавших с ним, признать чуть ли не национальными героями.
Еще одна из тем, которую любит комментировать Доного — Великая Отечественная война. Но здесь, в отличии от Ермолова, риторика у историка совершенно иная, более жесткая, призванная переложить ответственность за коллаборационизм некоторых народов Северного Кавказа на самих жителей этих республик. Вот один из примеров. Хаджи-Мурад является владельцем и автором сайта под названием «Газават». В одном из очерков, посвященных солдатам батальона вермахта «Бергманн», который состоял только из представителей кавказских народов, согласившихся сотрудничать с немцами, Доного не только не осуждает их, а, наоборот, оправдывает и заявляет, что «многие вопросы в истории этой войны оказались сложнее, чем это представлялось официальной историографией».
Здесь же он пишет, что в большинстве случаев, когда кто-то из кавказцев или представителей других народов переходил на сторону немцев, то по его словам, это было сделано якобы по причине того, что они хотели бороться с коммунистическим режимом, хотя, доподлинно известно, что все вступающие в вермахт и тем более СС (а такие были и среди кавказцев) приносили клятву на верность лично Гитлеру и зачастую были гораздо более жестокими, чем сами немцы.
И подобных эпизодов в исторических заметках Доного более чем достаточно.
Современный сепаратизм
Но если все описанное выше касалось тех, кто жил задолго до рождения Хаджи-Мурада, то две чеченские кампании уже проходили при его взрослой и сознательной жизни. И здесь есть один интересный факт. В 1997 году Доного отправляется в соседнюю Чечню на празднование 200-летия Имама Шамиля. Организатором которого, по некоторым данным, был другой Шамиль, по фамилии Басаев, успевший к тому времени прославиться своей жестокостью, например, при захвате больницы в Буденновске в 1995 году. Как и полагается подобным мероприятиям того времени в Чечне, на нем присутствовали весьма сомнительные личности из исламского мира арабских стран.
И если о подобных эпизодах своей жизни многие общественные деятели предпочитают умалчивать и не особо афишировать, то Доного наоборот выставляет фото в соцсети и рассказывает о происходившем тогда с ноткой ностальгии. Стоит отметить, что такие религиозные праздники проводились в те годы чеченскими боевиками довольно часто, особенно в приграничных с Дагестаном районах. Это в свою очередь летом 1999 года позволило отрядам Хаттаба и Басаева беспрепятственно занять большую часть Ботлихского района Дагестана, где благодаря вот таким «праздникам» удалось сформировать лояльное к боевикам население.
Участвовал Доного и в более современных сепаратистки настроенных форумах и заседаниях «экспертных» групп. Так, последние несколько лет он является частым гостем на различных дискуссионных площадках, связанных с черкесским вопросом. Например, Доного на подобном мероприятии, которое проходило в Грузии, заявил, что необходимо признать Россию виновной в геноциде адыгов и черкесов. Не очень понятно, какое дагестанский историк, специализирующийся на жизни Имама Шамиля, имеет отношение к черкесскому народу и его прошлому, и уж тем более на каком основании может давать советы подобного рода. Свои идеи Доного высказывает и на страницах своего журнала «Ахульго», где достаточно часто рассказывает о так называемой Ичкерии, называя ее чуть ли не самостоятельным государством на территории современной России. Стоит отметить, что с такими же предложениями выступают и различные сепаратисты, в том числе и из тех, кто воевал в Чечне против федеральных сил и в настоящее время находящиеся за границей, откуда ведут свою «деятельность».
С начала специальной военной операции на Украине Доного неожиданно приобрел популярность в украинских соцсетях. Его часто цитируют в Telegram-каналах, особенно в тех случаях, когда разговор заходит о Северном Кавказе и сценариях обретения независимости от России его субъектов. Кроме того, и некоторые дагестанские паблики заступаются за историка и цитируют его в своих постах с сепаратистской тематикой. Например, после обыска в его доме, небезызвестный своими антиправительственными высказываниями канал «Утро Дагестан» разместил у себя на странице призывы к несанкционированному митингу в Махачкале. В сообщении есть одна интересная формулировка: «Просят объявить на воскресенье сбор на площади Дагестанской общественности и интеллигенции». Выделяется здесь слово «просят». Может показаться непонятным, кто это может просить дагестанскую общественность и интеллигенцию выйти на площадь столицы республики. Но стоит напомнить, что Telegram-канал «Утро Дагестан», ранее призывавший жителей Дагестана выходить на митинги против частичной мобилизации, был уличен в том, что он ведется с территории Украины, о чем позже сообщили задержанные правоохранителями администраторы других подобных дагестанских каналов. Поэтому несложно догадаться, кто и для каких целей зовет местных жителей устраивать митинги.
Учитывая все это, не исключено, что прошедший обыск в доме Хаджи-Мурад Доного в Махачкале, изъятие техники и записей, а также его допрос могут стать лишь началом окончания карьеры историка всея Руси и привести к тому, что 62-летний Хаджи-Мурад может получить реальный срок от 10 лет лишения свободы.