Posted 28 ноября 2022,, 13:07

Published 28 ноября 2022,, 13:07

Modified 28 ноября 2022,, 13:09

Updated 28 ноября 2022,, 13:09

Дорожные войны: кто и зачем провоцирует социальный взрыв в Ставропольском крае

28 ноября 2022, 13:07
Заводу минеральной воды на Ставрополье, где трудится более 200 человек, вновь пытаются перекрыть возможность вывозить продукцию, лишив людей рабочих мест. Кто за этим стоит и каковы могут быть последствия — разбирался NewsTracker.

«Рейдерский захват»?

История минеральной воды «Новотерская целебная» начинается в 1995 году, когда было зарегистрировано предприятие. Первую бутылку воды АО «Кавминводы» выпустили в апреле 1997 года. Тогда же новая вода получила диплом Берлинской выставки минеральных вод. Он стал первым среди множества дипломов и наград, которые сейчас имеет предприятие. В 2001 году завод стал первым пищевым предприятием Ставрополья, который получил сертификат соответствия системы качества ГОСТ Р ИСО 9001-96. Тогда же завод посетил президент России Владимир Путин, высоко оценивший уровень производства молодого предприятия. В 2003 году именем «Новотерская целебная минеральная» была названа звезда девятой величины в созвездии Тельца.

В 2020 году завод отметил четвертьвековой юбилей. Впереди были планы по достижению новых вершин, однако уже через год пришла беда откуда не ждали: предприятие лишилось единственного подъездного пути. Часть улицы Бештаугорская оказалась в частной собственности — ее в 2017 году сумела приватизировать бывшая жена экс-председателя правительства КЧР Владимира Кайшева предпринимательница Нурет Кайшева. И 24 мая 2021 года на дороге установили шлагбаумы и выставили охрану, лишив возможности вывозить продукцию с завода на большегрузах.

Из-за возникших проблем с 1 июля 2021 года разлив «Новотерской» был приостановлен. Без работы остались более 200 сотрудников компании, которым, тем не менее, предприятие продолжало платить 2/3 оклада.

Ситуация дошла до губернатора Ставропольского края Владимира Владимирова, который в ходе прямой линии на телевидении поделился личным мнением по данному вопросу.

«Я понимаю, что это элемент рейдерского захвата, он (предприниматель — прим. NewsTracker) пытается просто отжать завод себе», — отметил политик. Кайшева тотчас обратилась в Арбитражный суд края с иском к главе региона и телеканалу, однако проиграла: судья посчитала, что это не утверждение о фактах, а личная оценка деятельности собственника дороги. А в эфире Владимиров и вовсе не называл имя предпринимателя.

После обсуждений власти приняли решение построить еще одну дорогу к предприятию. Краевые власти договорились с Терским конезаводом о выделении участка для строительства. Однако участок на перекрестке новой и старой дорог все же оставался в собственности Кайшевой. Тогда было принято остроумное решение переносить паллеты с водой c территории завода к фурам, находящимся на новой дороге, подъемным краном.

Пока завод выкручивался таким способом, в судах продолжали кипеть баталии. Завод обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к Кайшевой и потребовал установить право ограниченного пользования — так называемый публичный сервитут — на тот самый маленький перекресток новой и старой дорог. Суд решил спор в пользу завода 24 июня 2022 года.

В итоге завод вздохнул свободно: у людей появилась работа и полная зарплата, на прилавках России, Азии и Европы минеральная вода, а в бюджете Ставропольского края — серьезные налоговые поступления.

Проблемы продолжаются

После проигранных судов к губернатору и по поводу сервитута Кайшева обратилась в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в Ессентуках. По иску к Владимиру Владимирову апелляционный подтвердил решение ставропольских коллег, а вот по сервитуту 16 ноября принял неожиданное решение.

«Суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для установления сервитута на земельных участках ответчика», — таким был вердикт. Он основывался на новой экспертизе, которая определила, что существует альтернативный подъездной путь к заводу через другую дорогу, которая принадлежит на праве частной собственности… Нурет Кайшевой.

«Этот путь не является альтернативным, потому что он не пролегает через дороги общественного пользования. На судебное заседание была предоставлена разгромная рецензия на экспертизу, которую судьи полистали „для вида“. Судебное заседание длилось около 5 минут и закончилось решением в интересах Кайшевой», — рассказали адвокаты АО «Кавминводы»

Не прошло и десяти суток после отмены сервитута как были сделаны первые попытки отрезать завод от дороги. Свидетелем одной из них стал корреспондент NewsTracker. Ранним утром субботы, 26 ноября, около 6:00 техника начала планомерно уничтожать асфальт на участке в несколько метров, находящемся между заводом и новой дорогой. При происходящем присутствовал и сын Нурет Кайшевой Дмитрий Кайшев с решением суда в руках. На все вопросы от работников, охраны и юриста завода он отсылал к данному документу.

Разрушение асфальта смог предотвратить только въезд позади работающей техники микроавтобуса, принадлежащего местному казачьему обществу, в итоге дальше двигаться она не могла. Присутствовавшие работники завода и приехавшие поддержать их казаки не могли сдержать гнева, ситуация накалялась. В итоге подъехала полиция и лишь личное присутствие одного из руководителей Минераловодского РОВД разрядило ситуацию. Подъехавший большегруз смог загрузиться продукцией. Однако вряд ли стражи порядка будут присутствовать при каждой отгрузке воды.

Лишить край трети миллиарда налогов, а бойцов СВО — качественной воды

Начальник юридического отдела АО «Кавминводы» Юрий Чекалин возмутился тем, что в частной собственности оказалась часть городской улицы, и пообещал продолжить борьбу.

«Решением Шестнадцатого Арбитражного суда мы не удовлетворены и будем подавать кассационную жалобу в Арбитражный суд СКФО, потому что считаем, что там альтернативного проезда не существует. Теперь происходит непонятная ситуация, возможно, связанная с блокировкой проезда большегрузного транспорта для последующей остановки производства», — прокомментировал собеседник.

По его словам, сейчас рассматриваются все варианты, благодаря которым можно избежать остановки завода, включая старый способ с краном. Однако это повлечет за собой и неудобства.

«Но сейчас конец ноября, скоро начнутся морозы и люди будут вынуждены работать на улице. Перегрузка продукции таким образом, конечно, выглядит нелепо, но других вариантов нет. В итоге стоимость продукции значительно увеличивается, а премии у рабочих уменьшаются — страдают все. У нас возникают и другие проблемы, например, каким образом провести ту же углекислоту, которая необходима для производства: ведь приходит машина с бочкой под давлением, а ее краном не перегрузишь», — отметил Чекалин.

Заместитель генерального директора по производству Денис Курилов уверен, что от этой «войны» терпят убытки все стороны: и собственники дороги, и собственники завода. Но пагубнее всего эта ситуация влияет на людей.

«У нас списочная численность коллектива — более 200 человек, на заводе работают жители местных населенных пунктов, у нас уже сложились целые династии, когда родители приводят на работу выросших детей, а сами уходят на пенсию. Люди хотят честно работать и зарабатывать деньги, но они в напряжении из-за нестабильности работы. А за каждым из них есть семья и дети, которых нужно одевать и кормить. Но в условиях возросших цен ситуация не добавляет оптимизма никому, мы не только не можем повысить зарплаты, но и платим по 2/3 за нерабочие дни. Коллектив несет потери: более молодые и прогрессивные специалисты уходят на другие предприятия, так как все со своими проблемами, кредитами, ипотеками», — рассказал Курилов.

Помимо социальных проблем, край и страна могут лишиться как уникальной воды, так и значительных налоговых выплат: каждый день простоя лишает регион около миллиона рублей.

«Мы делаем хороший продукт, который знают в регионе и стране и который нельзя потерять. Наша вода уникальна по своему составу и несравнима ни с чем, но она сейчас на грани уничтожения. Наше предприятие — одно из немногих предприятий, которое платит „белые“ зарплаты сотрудникам и выполняет все налоговые обязательства перед государством. Если мы производим в районе 70 миллионов бутылок за год, то платим в федеральный и краевой бюджеты более 300 миллионов рублей налогов», — поделился информацией замдиректора АО «Кавминводы».

Если дорога будет уничтожена, то прекратится и помощь фронту, которую оказывает предприятие.

«Наш завод регулярно отправляет воду воинам на фронт. Больше, конечно, просят питьевую воду. Кто бы к нам не обратился — мы всегда помогаем. А подобные действия блокируют помощь фронту — если нам опять уничтожат дорогу, то она закончится. Все хорошее, увы, легко поломать», — резюмировал собеседник.

На грани социального взрыва

Казаки были первыми, кто прибыл на помощь заводу.

«Господин Кайшев создает всякие препятствия для работы завода. Мы считаем, что улица Бештаугорская должна принадлежать городу, а не частному лицу. Эта дорога является улицей с 1990, а сейчас получается, что у нее есть владелец. Я считаю, что это неправильно и это упущение нашего государства. Кстати, владелец ни разу не проводил ремонт этой дороги», — рассказал кошевой атаман Терского отдела Ставропольского казачьего войска Сергей Крыкун.

Казаки всегда выступали против помех работе завода.

«На нем работает очень много людей из окрестных поселков: Новотерский, Змейка, Бородыновка. Это очень маленькие поселки, и для них 200 рабочих мест — это очень много. К тому же благодаря заводу существуют люди, которые эту воду развозят, реализуют и так далее. А из-за того, что человек не дает заводу работать, он, бывало, простаивает по два, три месяца. В итоге кто-то уволился, а один человек просто не выдержал и покончил с собой», — сообщил атаман.

Он также напомнил, что завод активно участвует в помощи фронту.

«Мы регулярно ездим с гуманитарными колоннами и отвозим воду в подразделение „Терек“, подразделение „Барс-16“, сейчас готовились везти воду подразделению „Барс-4“ в Херсон, где не хватает воды. А вот такие „бизнесмены“ мешают этому всему: то ли хотят бизнес отжать, то ли долю с него получить — не знаю, и устраивают такое», — возмущается Крыкун.

Машинист холодильно-компрессорных установок Сергей Александрович работает на заводе 22 года. Он рассказал, что предприятие стабильное, есть дружный коллектив хороших специалистов, костяк которого работает больше 20 лет.

«В прошлом году начались проблемы с дорогой: завод останавливается, коллектив лихорадит. Потом, вроде, построили новую дорогу, отрегулировали процесс и сейчас опять началось. Это неправильно, необходимо помочь предприятию, так как оно делает очень серьезную продукцию, все получают нормальную зарплату, у всех есть семьи. Многие покинули предприятие. Кто-то уехал на Север, кто-то еще куда. И это сильные, специалисты, подготовить которых не так-то просто и быстро», — переживает мужчина.

Грузчик Руслан Тотурков работает в АО «Кавминводы» 20 лет, он предупреждает, что пока продолжаются выяснения отношений, люди утомятся и разбегутся.

«В итоге вы останетесь с заводами и дорогами, но без людей. Цените людей! Сейчас на уровне личного дохода у нас очень печально, хватает разве что на макароны и свет. Дайте нам работать, дайте нам нормальный доход чтобы мне жена не говорила, что в доме нет продуктов. Решите проблемы чтобы наши сотрудники приезжали на работу и радовались безо всяких негативных эмоций», — поделился мнением собеседник.

"