Posted 26 ноября 2022, 09:33

Published 26 ноября 2022, 09:33

Modified 26 ноября 2022, 09:33

Updated 26 ноября 2022, 09:33

Могут принести деньги. Есть ли будущее у электросамокатов в Ставрополе?

26 ноября 2022, 09:33
Останутся ли электросамокаты на улицах Ставрополя и повлияет ли определение их статуса на исход судебных процессов вокруг кикшеринга, в теме разбирался корреспондент NewsTracker.

В то время, как в Российской Федерации активно взялись за определение статуса электросамокатов, на Ставрополье продолжаются судебные споры вокруг их проката — кикшеринга. В мэриях спорят с прокатчиками из-за размещения самокатов вне парковок.

В ожидании прецедента 

Несмотря на подписание постановления  об изменениях в ПДД, статус самокатов, в том числе правовой, до конца не определен, поэтому частные иски в конкретных городах и регионах часто движутся медленно из-за ожидания судебной практики. 

Так в Ставрополе и в СКФО суд кассационной инстанции должен был вынести решение по этому вопросу. Но прецедент для регионов также ждут от Новосибирска. Поэтому судебные дела между компанией, которая организовывает прокат самокатов, «ЮрентБайк» и мэриями Ставрополя и Ессентуков откладывались.

Сейчас в Новосибирске уже есть конкретное решение суда, правда, не вступившее в законную силу, о полном запрете размещения на территории города прокатных самокатов.

Зыбкая тема

Что касается кассации, там ответчик привлекался к административной ответственности, но пытался доказать, что никакого разрешения на такую деятельность иметь не надо, так как это не предусматривает регламент субъекта. Однако суд с ним не согласился. 

На заседании в Ставрополе «Юрент» на это решение суда в своих доводах не ссылается, признается, что собирается идти и дальше в попытках добиться справедливости. По мнению представителя компании, доводы по этим процессам похожи только косвенно, а значит дела не связаны и ссылаться на них не было нужды.

В арбитражных судах тоже оспаривалось привлечение к административной ответственности прокатчика, и по этим делам уже было два решения. Одно из них пошло в апелляцию и вернулось на пересмотр.

Но несмотря на увеличение судебной практики, тема все еще остается очень зыбкой. Напрямую постановление правительства не относится к иску, однако судья попросил к следующему заседанию ознакомиться с ним все стороны тяжб.

«Самокатчиков определили как отдельных участников дорожного движения, но самокаты  не признали транспортными средствами и объектами дорожного сервиса. Поправки, определяющие это, вступят в силу 1 марта 2023 года, ГОСТ готовится к подписанию, и мы с этими изменениями согласны», — пояснил представитель компании на заседании арбитражного суда.

Исключение из правил

Однако представитель кикшеринга признался, что постановление правительства и определенный статус самокатов никак не повлияют на исход судебных дел, так как рассматриваемые в судах вопросы касаются скорее Земельного законодательства РФ и пополнения казны муниципальных образований.

«"Юрент» работает более чем в 114 крупнейших городах страны и вопросы использования земельных участков вставали очень часто. Однако все города знали о положениях, утвержденной Транспортной стратегии РФ, где городской микромобильности отведена одна из приоритетных ролей в развитии городского транспорта до 2030 года. Основываясь на этой стратегии муниципалитеты приходили к выводу, что сервисы кикшеринга не подходят под действующие нормы и начинали модернизировать свои муниципальные нормативные правовые акты. Флагманом в этом движении выступила, конечно же, Москва. На время модернизации муниципального законодательства к актуальным целям регулирования сферы кикшеринга почти все муниципальные образования заключали с сервисами соглашения о порядке взаимодействия», — рассказал представитель компании.

Он признался, что с непониманием принципов кикшеринга и городской микромобильности в целом, «Юрент» столкнулся примерно в 1% от общего числа городов. Но компания продолжает попытки прийти к взаимопониманию с этими муниципалитетами.

На сегодняшний день, по словам представителя прокатчика самокатов,  многие муниципалитеты уже поняли, что содействие развитию городской микромобильности в виде кикшеринга будет привлекать дополнительные субсидии на развитие пешеходной и велосипедной инфраструктуры. В частности, например, отдельное внимание этому вопросу уделено в тексте Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ.

Подпишитесь