Почему в России дефицит легковых машин и что с этим делать

23 ноября 10:15
Фото: unsplash.com
Острый дефицит автомобилей в России
В России практически отсутствует параллельный импорт машин, а собственное производство не дает нужного результата. Цены на автомобили стали очень высокими, а почему все это произошло, выясняли журналисты «Новых известий».

В данный момент в стране сложился дефицит легковых машин на фоне высокого спроса. Россияне готовы приобретать транспорт, но не могут дождаться эффективных мер по нормализации ситуации.

Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин рассказал, что до этого продажи составляли 1,5 млн автомобилей в год. А в 2012 году этот показатель достиг трех млн машин.

«Если в этом году продадим 600 тысяч единиц транспорта, то это станет великим достижением. Из-за дефицита цены становятся очень высокими. Люди хотят приобретать машины, есть огромный отложенный спрос со времен пандемии. Но удовлетворить его не получается из-за высоких цен», — объяснил Антон Шапарин.

До этого власти делали ставку на развитие конкуренции среди локальных производителей, из-за чего ужесточали правила ввоза транспорта. А при локализации у предприятий появлялись налоговые льготы.

Эксперты считают, что при грамотной работе появляется возможность привлекать зарубежных инвесторов, что даст новые рабочие места. К примеру, Калужской области удалось стать новым центром автопрома.

«Теперь специалисты ждут, что главы регионов активизируются в борьбе за привлечение китайских производителей. Но от региональных властей пока никакой активности не видно. Им это не интересно, у них есть и другие проблемы», — сказано в сообщении.

Но есть государственные субсидии, в том числе дают 20% от стоимости отечественной машины при покупке в кредит. Вместе с этим государство оплатит 35% стоимости, но не более 925 тысяч рублей, если приобретать российский электромобиль.

Покупателю субсидируют 925 на приобретение отечественного электромобиля
Фото: unsplash

Однако эта мера не является действенной, так как из-за отсутствия конкуренции продавцы могут ставить любые цены. К примеру, российский электрокар «Evolute i-Pro» стоит в 2,3 раза дороже, чем оригинальный автомобиль в КНР.

«Госсубсидии идут не на поддержку спроса и покупателей автомобилей, а на „благотворительность“ в пользу ряда производителей», — сделали выводы журналисты «Новых известий».

Что касается сумм, то на поддержку спроса во второй половине 2022 года выделили 20,7 миллиарда рублей. Кроме того, обсуждается вопрос направления миллиардов рублей на создание автокомпонентов в РФ. Но эксперты отмечают, что людям в России не интересны такие машины, как «Лада» и китайские марки. Они желают комфортные, безопасные и престижные автомобили.

Президент Фонда «Центр развития региональной политики» Илья Гращенков рассказал, что находящиеся у дилеров автомобили такими качествами не обладают. По его мнению, люди относятся к китайскому автопрому, как как понижению в статусе.

Китайсий автопром в глазах россиян это понижение статуса
Фото: unsplash

Антон Шапарин сообщил, что и параллельного импорта в России нет, так как он не существует в целом. 

«Для параллельного импорта необходима разрешительная документация от автопроизводителя. Но импортерам ее не выдают», — отметил эксперт.

В результате автомобили завозят в частном порядке, что и становится параллельным импортом.

Издание пишет, что у покупателя два выбора — или дорогая машина без гарантии, ввезенная в частном порядке, или очень дорогая легковушка, но от официального дилера с гарантией.