В понедельник, 14 ноября, во всем мире отмечают день борьбы с сахарным диабетом. Несмотря на то, что он был введен более 30 лет назад, лечение диабетиков, в частности в Ставропольском крае, далеко от идеального. Так, больным не всегда выдают препараты и инструменты для мониторинга сахара, и за справедливостью они идут в суды и правоохранительные органы.
Корреспондент NewsTracker поговорил о диабете и проблемах его лечения с руководительницей Южной межрегиональной диабетической ассоциации и создательницей проекта по защите прав больных сахарным диабетом «Диа-правовед» Натальей Лоу-Ивановой.
Наталья сама болеет диабетом уже 30 лет. Она знает многое не только о диабете, но и о том, какая ситуация сложилась с его лечением в отечественном здравоохранении и с какими правовыми проблемами приходится сталкиваться диабетикам.
В данном тексте приведены выдержки из интервью. Полную версию смотрите в нашем видеоролике.
Пациент с сахарным диабетом имеет право на обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями. У нас есть ФЗ № 323 о гарантии медицинской помощи гражданам и постановление правительства, в котором определено, что пациенты, больные сахарным диабетом, обеспечиваются инсулином, полосками для измерения уровня глюкозы в крови, шприцами.
У диабетиков бывает два разных статуса. Один статус — когда пациент является инвалидом, другой — когда у него просто есть сахарный диабет. Обеспечение происходит на разных уровнях. Пациенты-инвалиды обеспечиваются на федеральном. Остальные — из регионального бюджета.
И тут мы сталкиваемся с проблемой, что если больные на инсулиновой помпе, то эта помпа требует определенной расходки, которая обеспечивается из федерального бюджета. Но если у больного нет статуса инвалида, то ему отказывается в этом обеспечении.
Несмотря на то, что я являюсь федеральным льготником, инвалидом третьей группы, меня не обеспечивают ланцетами (то, чем прокалывают палец для измерения уровня сахара в крови), спиртом, который прописан в постановлении правительства РФ, системой непрерывного мониторинга глюкозы в крови, который позволяет считывать уровень сахара здесь и сейчас. Все это в связи с тем, что данных медицинских изделий нет в нашем региональном законодательстве.
На самом деле грустно, когда понимаешь, что человеку, который колет инсулин (если это шприц-ручка, то это порядка пяти-восьми уколов в день), приходится пользоваться одной иголкой, потому что ему их просто не выдают в достаточном количестве. А есть правило: один укол — одна иголка. Многие пользуются ланцетами очень долго, и, соответственно, идут травмы, огрубения. Это тоже влияет на качество жизни.
Не совсем качественно организована доступность медицинской помощи, доступность лекарственных препаратов. В августе я столкнулась с тем, что был просто шквал звонков, сообщений о том, что не выдают расходку на помпу. Это привело к тому, что некоторым людям пришлось уйти с данной системы подачи инсулина. Нам пришлось обратиться в следственный комитет, в прокуратуру, потому что контакты с министерством здравоохранения и эндокринологической службой не привели ни к чему.
Полную версию смотрите в нашем видеоролике.