Повысить раскрываемость любой ценой
В начале декабря 2018 года Промышленный районный суд Ставрополя осудил Александра Самурова на шесть лет лишения свободы в колонии строгого режима за сбыт наркотиков. Однако в ходе процесса стала известна интересная информация, освещающая некоторые методы борьбы с наркотиками в несколько непривычном свете.
По словам Самурова, оперуполномоченные отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств Управления наркоконтроля ГУ МВД России по Ставропольскому краю, вместо того, чтобы раскрывать действительные преступления и выполнять свои прямые обязанности, занимались созданием условий для совершения преступления.
«Схема, жертвой которой стало множество невинных, впоследствии осужденных людей, проста: они используют в ней так называемых агентов. Один из таких агентов — военнослужащий Анатолий, который является наркозависимым лицом. Когда-то, попавшись в руки сотрудников правоохранительных органов, он решил поработать на них, теперь он «подставляет» людей, а его не беспокоят и дают спокойно служить», — рассказал Самуров.
Он отмечает, что «агент» по указанию сотрудников втирается в доверие людей, которые иногда употребляют марихуану.
«Заказ сотрудников состоит в том, чтобы подставить их под сбыт наркотических средств, для этого Анатолий в течение длительного времени уговаривает своих новых знакомых приобрести для него наркотическое средство. Жертвы провокаций предлагают ему самому приобрести, рассказывают, как это сделать, но данный вариант событий не устраивает ни его, ни заказчиков. Прикрываясь тем, что он на службе и ему трудно самому приобретать растительный наркотик, он все же склоняет ему помочь», — сообщает осужденный.
Тогда, по его утверждениям, «на сцену» выходят оперуполномоченные, которые, чередуясь, выступают в качестве контрольного закупщика.
«По легенде у Анатолия что-то случается, сам он забрать купленное не может и посылает сотрудника под прикрытием, таким образом осуществляется оперативно-розыскное мероприятие (ОРМ), в ходе которого документируют якобы эпизод сбыта», — утверждает мужчина.
В итоге людям, которые просто отозвались помочь своему втершемуся в доверие другу, избирается мера пресечения в виде содержания под стражей, а далее они получают весьма внушительные сроки. По словам осужденного, заказ сотрудников правоохранительных органов, как правило, идет на ч.3 ст.228.1 УК РФ, санкция по которой предусматривает от 8 до 15 лет лишения свободы.
Интересно, что, по имеющимся сведениям, один из оперуполномоченных после был переведен на иную должность, связанную с раскрытием экономических преступлений.
«При этом прицепом пошел и Анатолий, который теперь используется для провокации преступлений, но уже в сфере фальшивомонетничества. Он втирается в доверие и предлагает своим знакомым приобрести фальшивые купюры и обналичить их в конкретных банкоматах Ставрополя», — рассказал осужденный.
В редакции NewsTracker также попали материалы трех судебных процессов: самого Самурова и еще двоих людей, также осужденных при участии вышеупомянутых лиц. Также есть запись разговора с человеком, которого провоцировали уже на покупку фальшивых банкнот.
Подробнее со всеми подробностями ситуации можно ознакомиться в специальном материале NewsTracker.
Прославились в Европе
Отчаявшись искать справедливость в судах РФ, Самуров, объединившись с другими осужденными из-за подобных действий правоохранителей обратились в Европейский суд по правам человека (перевод NT).
«Суд повторяет, что отсутствие в национальной правовой системе четкой и предсказуемой процедуры разрешения проверочных закупок наркотиков остается структурной проблемой, которая подвергает заявителей произвольным действиям со стороны представителей государства и не позволяет национальным судам проводить эффективный судебный контроль их заявлений о провокации. Суд последовательно находил нарушение статьи 6 § 1 Конвенции в связи с несовершенством существующей процедуры разрешения и управления проверочными закупками наркотиков в государстве-ответчике», — указал ЕСПЧ на несовершенство законодательства РФ.
Изучив все представленные ему материалы, ЕСПЧ не нашел ни одного факта или аргумента, способных убедить его сделать иной вывод относительно приемлемости и существа этих жалоб.
«Принимая во внимание свою прецедентную практику по этому вопросу, Суд считает, что в настоящем деле уголовное преследование заявителей несовместимо с понятием справедливого судебного разбирательства. По этим причинам Суд единогласно принимает решение присоединиться к заявкам, объявляет заявления приемлемыми, постановляет, что эти заявления свидетельствуют о нарушении статьи 6 § 1 Конвенции относительно провокации со стороны представителей государства», — отмечается в решении.
Адвокат Нарине Айрапетян, представляющая интересы Александра Самурова, в национальных судах и в Европейском суде указала, что в данном случае было нарушено конвенционное право на справедливое судебное разбирательство.
«В своих постановлениях суд неоднократно подчеркивал, что в правовой системе РФ отсутствует четкая и предсказуемая процедура разрешения проверочных закупок наркотиков. Это, в свою очередь, приводит к возможности произвола действиям со стороны представителей государства и не позволяет российским судам эффективно контролировать заявления о провокации. В подобных делах ЕСПЧ и ранее находил нарушение статьи 6 §1 Конвенции. Исключением не явилось и это дело», — пояснила юрист.
От продолжения борьбы за справедливость, несмотря на сложную ситуацию, она отказываться не намерена.
«Несмотря на всю сложность сегодняшней ситуации в геополитическом аспекте, в частности ситуации, связанной с исполнением постановлений ЕСПЧ, мы безусловно рады, хоть и промежуточному, но хорошему результату. Борьба за восстановление справедливости в данном деле будет продолжена», — подытожила Айрапетян.