Предыстория вопроса
В 1988 году в Кабардино-Балкарии было создано государственное объединение «Каббалкнефтепродукт», генеральным директором которого был назначен Валерий Карданов. Позже объединение было преобразовано в акционерное общество. Одним из двух акционеров и держателем 62 процентов акций стал генеральный директор.
На тот момент в республике функционировало около 30 автозаправочных станций с персоналом около 350 человек, рассказал NewsТracker бывший помощник гендиректора Вячеслав Богатырев.
«В конце 90-х годов в республику пришла «Роснефть» и «Каббалнефтепродукт» был преобразован в «Роснефть-КБТК», — сообщил он.
Началась реконструкция автозаправочных станций под современность, при них открылись кафе, автомойки, кое-где и магазины. Предприятие стало приносить прибыль, решать социальные вопросы, отметил экс-помощник гендиректора.
«К 2010 году в организации работали уже около трех тысяч человек, функционировали 78 современных автозаправочных комплексов, восемь нефтебаз, одно нефтехранилище, более 110 транспортных средств, нефтеперерабатывающий мини-завод, перспективные нефтяные месторождения, буровая установка, действующие и строящиеся офисные здания. Компания построила жилой 60- квартирный дом для своих работников, оказывала помощь спортсменам республики, поддерживала нуждающихся», — рассказал Богатырев.
Свои акции Карданов в 2009 году безвозмездно передал государству.
Спустя четыре года после этого его уволили с должности генерального директора «Роснефть»-КБТК», и на его место пришел бывший сотрудник Федеральной службы безопасности Рашид Эфендиев со своей командой.
Против Карданова было возбуждено уголовное дело. Его обвинили в хищении 45 млн рублей, а также в мошенничестве и подделке документов.
«Вину Карданова доказать не удалось, и обвинение развалилось в ходе судебного процесса», — рассказал адвокат Алауди Мусаев, представляющий интересы Карданова.
Тем не менее, по словам адвоката, уголовное преследование экс-руководителя компании продолжается и сейчас. В настоящее время Нальчикский суд начал повторное рассмотрения дела Карданова, после того, как вынесенный в отношении него приговор был отменен Верховным судом. При этом по одному из снятых с него обвинений главное управление Генеральной прокуратуры по ЮФО уже принесло ему извинения.
Преднамеренное банкротство?
Уже через два года после смены руководства, в марте 2015 года, Управление федеральной налоговой службы по КБР обратилось в Арбитражный суд. Ведомство предоставило заявление о задолженности компании перед государством.
Речь шла о налоге в размере 366,8 тысячи рублей, из которых сумма самого налога — 101 рубль, а 366,6 тысяч — пеня.
Кроме того, предприятию вменили задолженность перед бюджетом более 11,3 млн долларов. Эта сумма сложилась из 5 млн долларов, выделенных государством на строительства Нальчикской нефтебазы, и 6,3 млн — неустойки.
Арбитражный суд КБР 15 сентября 2015 года отказал в иске. Суд мотивировал решение истечением срока исковой давности для взыскания неустойки. Кроме того, спорные 5 млн долларов предоставили компании безвозмездно, чтобы увеличить долю государства в пакете акций предприятия, говорится в решении. Суд также поставил под сомнение задолженность предприятия по налогам, так как в материалах дела не было подтверждающих это документов.
Кассационный Арбитражный суд отменил решение и вернул дело на новое рассмотрение. При повторном рассмотрении иск таки был удовлетворен. На предприятии было введено внешнее наблюдение.
Внешним управляющим был назначен Олег Сметанин. Как следует из последующих разбирательств в арбитражных судах, единственное, чем он отличился — наймом своего родного брата для оказания юридических услуг. Управляющий установил ему заработную плату в размере 200 тысяч рублей в месяц, и за полгода на фирму брата перечислил 3,8 млн рублей из средств компании. Решением Арбитражного суда эта сумма была взыскана с него как необоснованно уплаченная.
При этом, как отмечается в решении Арбитражного суда, внешним управляющим не были предприняты необходимые меры для того, чтобы поправить ситуацию на предприятии.
20 марта 2017 года компанию признали банкротом, было открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев.
Распродажа машин и участков
После этого Рашид Эфендиев создал компанию «РН-Эльбрус» и стал ее генеральным директором. Одновременно Эфендиев был и руководителем и обанкроченного предприятия «Роснефть»-КБТК». Вновь образованному предприятию было передано 22 из 78 действующих АЗС и одна из восьми нефтебаз.
Все остальное имущество было либо распродано, либо ликвидировано.
Бывший заместитель гендиректора компании Анатолий Багов рассказал NewsТracker, что организатором торгов являлось ООО «Лидер Стайл» из Москвы. Торги проводились за пределами республики, как правило, с единственным участником. Имущество компании было продано по цене значительно меньше его рыночной стоимости.
«К примеру, 21 сентября 2022 года на торговой площадке АТЦ прошли торги по продаже земельного участка площадью более 11 тысяч квадратных метров с недостроенным зданием, расположенного в Нальчике на улице Тарчокова № 7. Участок был продан за 44,9 млн рублей. Рыночная цена одной сотки земли в этом районе, по данным сайтов объявлений, составляет не менее 2 млн рублей. Таким образом, рыночная цена указанного участка — не менее 220 млн рублей», — отметил Багов.
Из протокола торгов от 3 марта следует, что офисное помещение в центре Нальчика площадью 623 квадратных метра продали примерно за 10 млн рублей. За «квадрат» покупатель заплатил всего 16,7 тысячи рублей. Между тем, по данным информационного ресурса Nalchik.Restat.ru, цена квадратного метра в этом месте оценивается в 72 тысячи рублей. Реальная стоимость проданных площадей составляет почти 45 млн рублей, то есть ее продали в 4,5 раза дешевле рыночной цены.
Нефтеперерабатывающий мини-завод «Харбижин» мощностью 100 тысяч тонн нефтепереработки в год, судя по протоколу торгов от 14 марта, был продан за 8 млн рублей. А нефтяная скважина с запасом в несколько миллионов тонн нефти обошлась покупателю всего лишь в 2,4 миллиона рублей.
Автомобиль ВАЗ 2107 был продан за 2,5 тысячи рублей, «КАМАЗы» — от 7 до 50 тысяч рублей, «ЗИЛ» — по 28 тысяч рублей», — рассказал экс-сотрудник.
По словам Багова, автомобили были реализованы ниже стоимости металлолома.
«Кладбище» под названием «Роснефть»
Комментируя ситуацию, бывший сотрудник компании Вячеслав Богатырев заявил NewsTracker, что компания, которая создавалась упорным трудом тысяч людей, сегодня находится в плачевном состоянии. «Роснефть» по сути превращена в мертвую зону, в кладбище», — говорит Богатырев.
Территории многочисленных АЗС либо заброшены, либо используются в качестве кафе, магазинов стройматериалов, автостоянок.
Некоторые отдаленные заправки, и даже те, которые стоят на въездах в столицу республики, признаны нерентабельными и закрыты.
На сегодня в активе компании всего около 20 действующих АЗС.
В 2010 году, по информации, полученной от бывшего заместителя ПАО «Роснефть”- КБТК» Анатолия Багова, в компании трудились около 1,5 тысячи человек, еще столько же было арендаторов. По данным «Спарк-Интерфакс», в настоящее время в компании в среднем работает 80 человек. То есть больше тысячи человек потеряли работу.