Posted 10 ноября 2022, 08:59
Published 10 ноября 2022, 08:59
Modified 10 ноября 2022, 11:04
Updated 10 ноября 2022, 11:04
Тема строительства дороги, которая свяжет курорты Северного Кавказа и Краснодарского края, поднимается уже несколько лет как на региональном, так и на федеральном уровнях. Одним из первых об этом заговорил губернатор Ставрополья Владимир Владимиров. Он предложил соединить Кисловодск и Сочи. Однако, этот проект отличался от того, что находится на рассмотрении сейчас. Тогда специалисты «Автодора» предложили три возможных варианта: «Кисловодск — Карачаевск — Зеленчукская — Псемен — Красная Поляна», «Пятигорск — Черкесск — Зеленчукская — Псемен — Красная Поляна», «Черкесск — Архыз — Красная Поляна». С подобной идеей выступал и глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов. По его словам, строительство дороги позволит «получить совершенно иное развитие региона».
Если смотреть с точки зрения обывателя, то возможность сократить время пути на Красную поляну или в Сочи на семь или даже восемь часов выглядит более чем привлекательной. Однако экологическое сообщество Северного Кавказа и Краснодарского края выступает против масштабного строительства и требует отказаться от него.
Две дороги
В очередной раз о проекте напомнил глава Дагестана Сергей Меликов на расширенном заседании президиума Госсовета по вопросам развития национальной туристической индустрии 6 сентября 2022 года.
«Макротерритории должны быть связаны между собой. В этих целях предлагаем вернуться к вопросу строительства автодороги между курортом Лагонаки, курортами горного кластера Сочи и курортом Архыз. Таким образом это позволит соединить две макротерритории: Восточный Юг России и Большой Кавказ», — заявил глава Дагестана.
Примерно через месяц о том же заседании координационного совета высказался директор департамента по взаимодействию с органами власти АО «Корпорация Туризм.РФ» Михаил Шелдунов. Он подчеркнул важность проекта, так как, по его словам, это позволит не только соединить уже существующие дороги сразу в нескольких регионах, граничащих друг с другом, в единую цепь, но и улучшить логистику, что «даст возможность сократить время затрачиваемое на передвижение между субъектами федерации».
Однако, по задумке авторов проекта, регионы свяжет не только автомобильная, но и железная дорога. Она должна соединить курорты «Лагонаки», «Сочи» и «Архыз». На прошлой неделе стало известно, что вице-премьер российского правительства Дмитрий Чернышенко поручил Минстрою, Минэкономразвития, Минтрансу и другим ведомствам проработать данный вопрос в кратчайшие сроки. По словам Чернышенко, строительство железной дороги позволит не только улучшить инфраструктуру регионов и помочь развитию туризма, но и создать новые рабочие места.
О том, во сколько обойдется строительство данного участка железной и автомобильных дорог на данный момент нигде заявлено не было. Но учитывая сложный рельеф местности и то, что подобные дороги еще в России не строились, можно предположить, что проект будет не самым дешевым.
Чтобы понять хотя бы примерно масштаб затрат, можно посмотреть на дорогу из Адлера в Красную поляну, которую построили к Олимпиаде в Сочи в 2014 году. Тогда чуть более 45 километров автомобильной и 48 железной обошлись бюджету России, по данным госзакупок, в девять миллиардов долларов.
Поэтому участок от Архыза до Красной поляны может стоить в два раза больше, что по нынешнему курсу доллара — порядка одного триллиона рублей, а это больше годового бюджета всех регионов СКФО за 2022 год.
«Строить нельзя»
Экологи же считают, что столь масштабный проект принесет огромный вред природе Кавказского заповедника и так называемого «объекта всемирного природного наследия «Западный Кавказ». В него входят территории трех субъектов Российской Федерации: Краснодарского края, республики Адыгея и Карачаево-Черкесской Республики.
Одними из первых среди экологического сообщества, кто забил тревогу, стало российское отделение «Гринпис» еще в сентябре 2022 года, через неделю после впервые озвученного предложения главы Дагестана. Тогда экологи заявили, что помимо вреда окружающей среде, строительство дороги нарушает и российское законодательство. И действительно, в федеральном законе «Об особо охраняемых природных зонах» говорится, что любое строительство на территориях заповедников возможно только в двух случаях — для нужд самих природоохранных зон и для нужд людей, проживающих на их территориях. Проект по прокладке автомобильной и железнодорожных магистралей в этот список не попадает.
Однако, чтобы избежать проблем с законодательством, чиновники решили пойти на хитрость и рассматривают возможность передать часть земель Кавказского заповедника в распоряжение Сочинского заказника, на территории которого уже можно вести строительство.
За комментарием NewsTracker обратился к председателю Общественно-экспертного совета по национальному проекту «Экология» Рашиду Исмаилову. Собеседник выразил уверенность, что при строительстве дороги для соблюдения экологического законодательства будут соблюдены все необходимые меры.
«Когда реализуются такие крупные инфраструктурные проекты, традиционно возникают вопросы противоречия между задачей развивать туристическую отрасль и экономику и необходимостью не навредить природе. Нам сегодня крайне необходима повестка развития. Проект нужный, но соблюдение природоохранного законодательства — приоритет. Не думаю, что реализовывать транспортный проект будут игнорируя экологические нормы. Но, в любом случае, рекомендовал бы принять ряд дополнительных защитных мер, например „зеленый стандарт“ проекта. Такой подход позволяет обеспечить повышенные природоохранные требования», — заявил собеседник.
С мнением Исмаилова не согласился другой эколог, много лет работающий на территории СКФО. Руководитель Ставропольского краевого общественного движения «Экологическая региональная ассоциация — ЭРА» Григорий Пинчук пояснил, что при реализации подобных проектов в России невозможно не навредить окружающей среде, тем более в такой сложной экосистеме, как Кавказский заповедник.
«В России не было, нет и не будет никаких технологий, которые позволят проводить крупные строительные работы и не вредить экологии. Никому это не нужно. Главная задача здесь — выполнить проект и освоить деньги, которые выделят. Экологии, профессии как таковой, на Северном Кавказе сейчас, к сожалению нет. Никто с экологами не считается. Поэтому я сомневаюсь, что при строительстве дорог этих кто-то будет прислушиваться к советам экологов. И смотрите, строительство железной и автомобильной дорог обязательно приведет к загрязнению окружающей среды. Ведь по пути следования появятся автостанции, какие-то перевалочные пункты. И тут никто не будет беспокоиться о состоянии экологии и территорию заказника ждет та же участь, что и Красную поляну, которая уже мертва и застроена», — рассказал эколог.
Несмотря на возмущения экологов, проект строительства автомобильной и железной дорог уже прорабатывается ведомствами. Отчитаться о проделанной работе Минстрой, Минтранс и Минэкономразвития должны уже в декабре этого года. Однако, уже сейчас понятно, что за соединение курортов Северного Кавказа и Краснодарского края выступают не только в правительстве, но и представители туристического кластера, которые называют новую дорогу способом простимулировать развитие регионов СКФО и стать новым Куршавелем, составив конкуренцию горам Италии, Франции и Швейцарии.